В начале июля наша страна отметит знаменательную дату – 75-ю годовщину освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В ходе подготовки к этому празднику Исполком Совета Федерации профсоюзов Беларуси принял решение установить на площадке с боевой техникой у подножия Кургана Славы, который, к слову, отметит в нынешнем году свой 50-летний юбилей, памятник советскому штурмовику «Ил-2».

И тип самолета, и место выбраны не случайно. Именно бронированный штурмовик «Ил-2», прозванный среди солдат «летающим танком», стал для фашистов «черной смертью», от его испепеляющего огня яркими факелами вспыхивали не только гитлеровские орудия и автомашины, но и тяжелые «Тигры». Едва завидев советские «илы», немецкая пехота бросалась врассыпную, стремясь укрыться в какой-нибудь щели от шквала пулеметного огня. «Илы» сыграли неоценимую роль в разгроме немецко-фашистских войск на территории Беларуси. При разгроме «Минского котла» в начале июля 1944 года на территории Смолевичского района геройской смертью погибли летчики-штурмовики 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии старший лейтенант Борис Окрестин, лейтенант Иван Березин, младший лейтенант Николай Киреев. В память о них, в память о грозном «илюхе», как его ласково называли летчики, ставшим самолетом Победы, встанет на вечный покой боевой самолет «Ил-2» периода Великой Отечественной войны.

Серийное производство «совсекретных» самолетов «Ил-2» началось в феврале 1941 года в Воронеже. Постепенно они начали поступать в войска. ВВС Западного особого военного округа получил первые «илы» в середине июня 1941 года. Восемь новеньких штурмовиков прибыли на аэродром Малые Зводы 74-го штурмового авиаполка 10-й смешанной авиадивизии, базировавшейся в Брестской области под Кобрином. К началу Великой Отечественной войны летчики еще не успели освоить новую боевую машину. Почти все «илы» были уничтожены под бомбежками прямо на аэродроме, так и не успев взлететь. И только два штурмовика перелетели на аэродром Бобруйска, где вошли в подчинение 13-й бомбардировочной авиадивизии генерала Ф.П. Полынина.

Осваивать новую технику летчикам пришлось уже в боевых условиях. 25 июня по приказу командования полка «илы» вылетели на первое боевое задание. Как говорится в Оперативной сводке № 4 штаба 13 БАД от 25.06.1941 года, составленной к 22 часам, «2 Ил-2 10-й САД произвели штурмовой налет на мотомехколонну от Грудополь до ст. Косов. Потерь нет…» Так произошло боевое крещение советских «летающих танков». К сожалению, имена отважных летчиков неизвестны.

А 27 июня на помощь Западному фронту, где сложилась наиболее тяжелая ситуация в связи с тем, что именно здесь фашисты наносили свой главный удар по советской стране, с Харьковского военного округа был переброшен 4-й штурмовой авиаполк, получивший в июне 63 самолета «Ил-2». Всего две недели было у летчиков, чтобы освоить новую машину. Что можно было сделать за такое короткое время? В лучшем случае, освоить взлет-посадку да полет по кругу. Но уже 25 июня поступил приказ полку убыть на фронт. 

27 июня 56 самолетов «Ил-2» приземлились на переполненном аэродроме Старый Быхов. Стало понятно, что дальше лететь некуда. Едва освоившись на новом месте, уже 27 июня к концу дня летчики 4-го штурмового авиаполка получили первый боевой приказ командующего Западного направления полковника Науменко: разведка боем в районе Бобруйска, куда противник активно подтягивал войска. На задание были направлены опытные летчики: командир первой эскадрильи капитан Спицын и его заместители старший политрук Филиппов и капитан Холобаев. В 19 часов 40 минут с аэродрома Старый Быхов полк тремя машинами нанес авиаудар по колонне вражеской техники на шоссе Слуцк –  Бобруйск.

Не жалея сил и жизни летчики 4-го ШАП сражались с вероломным врагом в небе Беларуси, бомбили немецкие войска на переправах под Бобруйском, штурмовали под Рогачевом, под Кричевом. И каждый день несли боевые потери… Одни сгорали вместе с самолетом, врезаясь в отвесном пике в земную твердь, другие, не дотянув до своего аэродрома, падали в болота, в леса, в реки и озера. А в журнале боевых потерь 4-го штурмового авиаполка появлялась очередная запись: «Не вернулся с боевого задания», что равносильно «пропал без вести». 

Первые «Илы» были одноместными. Летчика никто не прикрывал сзади. Фашисты быстро поняли слабое место нового советского штурмовика и «Илы» стали легкой добычей немецких истребителей. Чтобы понять проблемы и недоработки новой машины, в Воронеже на базе завода-изготовителя был сформирован 430-й штурмовой авиационный полк особого назначения из опытных летчиков-испытателей. Основной задачей полка была отработка на практике оптимальных способов боевого применение самолетов «Ил-2». 5 июля 1941 года 430-й ШАП ОН под командованием подполковника Н.И. Малышева прибыл к фронту. Он вошел в состав 23-й смешанной авиадивизии, базировавшейся на аэродромах Оршанского аэроузла. 22 новеньких штурмовика разместились на аэродроме Зубово близ Орши. 

История 430-го штурмового авиаполка особого назначения была героической, но короткой. Выполняя приказы командования полка и Западного фронта, летчики 430-го ШАП звено за звеном вылетали на боевые задания по уничтожению живой силы и техники врага, неся при этом значительные потери. Уже к середине июля полк утратил почти все свои самолеты. В начале августа 1941 года он передал остатки штурмовиков на пополнение 4-го ШАП и был расформирован. Оставшиеся летчики директивой НКО № 165163 от 15.08.1941 года были отозваны из действующей армии и вернулись к своим непосредственным обязанностям в НИИ ВВС Красной Армии.

В 1942 году на основании замечаний и пожеланий летчиков конструкция самолета «Ил-2» была основательно доработана, было оборудовано место для воздушного стрелка. И хотя кабина стрелка была лишь наполовину защищена броней, общая защищенность и результативность штурмовика значительно возросла. 

Наступил 1944 год. 23 июня началась Белорусская наступательная операция Советской Армии. И снова в авангарде – штурмовики. Большую роль в освобождении Беларуси сыграли летчики 74-го и 75-го гвардейских штурмовых авиаполков 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии.

В результате Минской операции, проведенной советскими войсками 29 июня – 4 июля 1944 года, в лесах восточнее Минска в окружении оказалась 105-тысячная группировка противника. Сконцентрированные здесь остатки соединений и частей 4-й и 9-й немецких армий обладали еще достаточно большими силами, включая танки и артиллерию.

В 14 часов 30 минут с аэродрома Селище под прикрытием двух истребителей Як-9 из 86-го гвардейского истребительного авиаполка ушла на боевое задание шестерка 74-го гвардейского штурмового авиаполка старшего лейтенанта Бориса Окрестина. Следом поднялась шестерка старшего лейтенанта Ивана Лысенко. Цель – штурмовка вражеской группировки, которая сосредоточилась в районе деревень Обчак, Малое Сциклево, Сосны. При выполнении боевого задания совершил свой огненный таран экипаж Бориса Окрестина.

Из донесения штаба 74-го ГШАП: «…в 15 часов 05 минут [Окрестин] атаковал живую силу и автомашины в районе севернее 2 километра высоты 247, у перекрестка дорог… Замаскированные танки противника при выводе самолетов из пикирования открывали прицельный огонь… На первом заходе выстрелом из танка был сбит самолет № 9299 Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Окрестина с воздушным стрелком гвардии старшиной Солодухиным… Горящий самолет упал в лес в районе высоты 247».

За свой героический подвиг Борис Окрестин был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени посмертно.

В 16 часов 5 июля советские летчики подвергли сокрушительным атакам с воздуха скопления вражеских войск в районе Волмы. С высоты 400 метров, нередко снижаясь до бреющего полета, штурмовики 74-го гвардейского штурмового авиационного полка обрушили на немецкие колонны, переправлявшиеся через реку Волму, бомбы и пушечно-пулеметный огонь. Эффективность налета была очень высокой. Горели автомашины, танки, транспортеры, рвались боеприпасы. Повсюду валялись груды разбитой техники и сотни трупов немецких солдат и офицеров.

В этот день совершил огненный таран командир звена 74-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии лейтенант И.В. Березин вместе со своим воздушным стрелком гвардии старшим сержантом Василием Кастрицким, уроженцем деревни Каменка Узденского района Минской области. На втором заходе самолет Березина был подожжен огнем из танков противника, но Березин не выпустил штурвал из своих рук, направив горящий самолет в гущу фашистских автомашин.

За проявленные геройство и мужество в боях за Родину, за свой бессмертный подвиг летчик-штурмовик И. В. Березин, трижды кавалер ордена Красного Знамени, был награжден орденом Отечественной войны 1 степени посмертно.

6 июля совершил огненный таран экипаж самолета 75-го гвардейского штурмового авиаполка в составе летчика младшего лейтенанта Н.И. Киреева и воздушного стрелка А.И. Сафонова. В районе восточнее Волмы штурмовик был подожжен вражеским снарядом. Сбить пламя не удалось. И тогда мужественный летчик направил горящую машину в крупное скопление вражеской техники и солдат. Раздался сильный взрыв, вслед за которым возникли многочисленные очаги пожаров.

Летчик Н.И. Киреев за свой подвиг был награжден орденом Отечественной войны 2 степени посмертно.

Беларусь не забыла имена героев, отважных летчиков-штурмовиков 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии, отдавших свою жизнь за свободу и счастливое будущее нашей страны. Штурмовик «Ил-2», установленный у подножия Кургана Славы, станет зримым напоминанием поколениям, выросшим после войны, о грозном оружии Победы в Великой Отечественной войне.

 Галина Анискевич

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here