Ведь краеведение – это освоение и сохранение исторического опыта, своеобразный отбор, а зачастую совершенствование того, что выдержало испытание временем. Так и в данной подборке: многие факты знакомы, но они подаются в ином ракурсе. Открывайте для себя Жодино заново.

А Антифашистское подполье. В 1942-1943 годах на станции Жодино действовало антифашистское подполье. Через поселок проходили железная дорога Минск – Москва и автомагистраль, во время войны по ним перебрасывались немецкие войска, военная техника и боеприпасы. Жодинские подпольщики добывали важную информацию о том, сколько эшелонов ежедневно проходит на Восток и на Запад, чем они гружены, как охраняются, и эти сведения передавали в штаб партизанской бригады «Разгром». Со временем подпольщики стали совершать диверсии на железной дороге, минировать немецкие эшелоны и автомашины, устраивали побеги военнопленных.

30 октября 1943 года многие подпольщиков были арестованы и погибли в фашистских застенках. Немцы даже устроили засаду в доме Куприяновых, однако попал в ловушку только самый младший – Петр. Старшие братья и Анастасия Фоминична успели уйти в лес к партизанам.

В память о героизме жодинских подпольщиков на здании станции в 2002 году была установлена мемориальная доска.

Б Богуслав поле. В книге «Память» (2000 год издания), посвященной Жодино и Смолевичскому району, в статье об истории нашего края кандидат исторических наук Вячеслав Носевич впервые упомянул о том, что в 1643 году по инициативе Богуслава Радзивилла было основано новое местечко, которое изначально имело название Богуслав Поле, однако, название не прижилось, и через несколько десятилетий поселение стали называть по реке, на котором оно возникло, – Жодино.
В городе даже есть улица, которая носит название Богуслав Поле. Некоторые жодинские краеведы выдвигают предположение, что на этой улице когда-то и располагалось новое местечко. Хотя сам Богуслав Радзивилл вряд ли сам знал о существовании поселения, названного его именем, он распорядился заложить несколько слобод на своих землях.

В Война с Наполеоном. Через Жодино летом 1812 года проходила французская армия, когда наступала на Москву. Военных действий в наших краях не произошло, но Жодино повезло несколькими строками засвидетельствовать свое присутствие в истории Отечественной войны. Вот что свидетельствовал один из ее участников: в ноябре 1812 года части авангарда русской армии под командованием генерала Ламберта достигли села Жодино, безлюдного и не избежавшего разорения  от военного лихолетья. Один из сохранившихся домов приспособили под штаб-квартиру генерала Ламберта. Кавалерия заняла наполовину сохранившуюся хозяйственную постройку, а пехоте генерал приказал стать биваком в поле.

Войска готовились к ночевке, но изменились обстоятельства, и ночью русские солдаты покинули село Жодино и ускоренным маршем двинулись громить отступающую французскую армию. Этому событию посвящена часть экспозиции Жодинского краеведческого музея.

Г Герб и флаг. Визитная карточка города, его главные атрибуты. По изображению Богородицы в белом на фоне красного «варяжского» щита мы узнаем жодинцев в любом месте. Герб был утвержден решением Жодинского городского Совета депутатов 22 сентября 1998 года. А уже 14 октября 1998 года зарегистрирован в Гербовом матрикуле Республики Беларусь. Автор  – минский художник В.В. Попсуев. Вот еще варианты трактовки герба: белый цвет олицетворяет чистоту и мир, красный цвет символизирует отвагу и мужество. Изображение женщины символизирует Богородицу. На щите расположены «рожки или трубы», фрагмент герба рода Радзивиллов, владевшим ранее этими землями. Флаг Жодино утвержден указом Президента Республики Беларусь от 21 июля 2008 года. Его символика повторяет гербовую.

Д «Дормаш». В 1951 году маленькое предприятие, основанное сразу после войны под названием «Торфмаш», было переоборудовано в завод дорожных машин – «Дормаш». Тут выпускались кусторезы, поливочные машины, снегоочистители. Но именно на базе «Дормаша» вырос гигант машиностроения, выпускающий сегодня самые большегрузные автомобили в мире. 17 апреля 1958 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О переименовании Жодинского машиностроительного завода в «Белорусский автомобильный завод». 14 сентября 1961 года произведен выпуск первого 27-тонного самосвала БелАЗ-540, а в 1965 году был введен в действие новый конвейер, с которого пошел поток этих автомобилей.  

Подготовил Виталий Журавский

Будет дополнено

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Копирование возможно только с письменного разрешения редакции.

 

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here