Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство традиционно выполняет жизненно важные функции, в числе которых – создание условий для комфортного проживания, предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг. В нашем городе одно из старейших предприятий сферы ЖКХ – это государственное унитарное предприятие «ОЖКХ», которое весной этого года отметит 50-летие со дня образования. Получается, что спустя пять лет после присвоения Жодино городского статуса, уже возникла серьезная необходимость в поддержании нормальной жизнедеятельности молодого, строящегося населенного пункта.

Дом № 5 на улице Московской известен не только тем, что в нем когда-то жила мать-патриотка Анастасия Фоминична Куприянова, а сейчас тут открыт ее музей. С этого дома, можно сказать, началась история жодинского коммунального хозяйства: именно здесь располагалась первая контора городского Комбината благоустройства, который был создан по решению Миноблисполкома в апреле 1969 года, обслуживающий территорию города.

Один из первых директоров Комбината Станислав Довнарович, несмотря на почтенный возраст – 84 года, отлично помнит то трудное время, когда  его пригласили возглавить только-только зарождающуюся структуру. В штате – он, водитель Виктор Сермяжко и три уборщика территорий пенсионного возраста. Да совсем скромный парк спецтехники: поливомойка да мусоровоз, который вывозил мусор от бюджетных организаций. В доме Куприяновой комбинат пробыл недолго. Примерно через год переехал на улицу Первомайскую, 1. Там располагались гаражи стройуправления. Там же, в гаражной пристройке, поставили рабочий стол директора.

– Мы обслуживали территорию в районе ГРЭСа, частный сектор в Заречье и улицу Московскую до переезда. Одна и та же машина работала круглый год. Весной и летом она поливала зеленые насаждения и мыла улицы, а зимой на нее вешали самодельный нож и отправлялись чистить улицы. Хотя бы одну колею, чтобы утром мог пройти рейсовый автобус. А потом сами грузили в кузов песок, сажали туда же наших уборщиков с лопатами, и они вручную посыпали дороги. И это приходилось делать каждый день! Так как песок примерзал, толку от него становилось мало. Как-то прознали про остающийся в Солигорске после переработки соли песок, в нем были остатки соли, и им можно было посыпать раз в три, а то в четыре дня. Мои рабочие вздохнули с облегчением!  – с улыбкой вспоминает Станислав Иосифович. – Позже переняли опыт сельхозработников по удобрению полей: взяли у них аналогичную бочку, соединили с колесом и стали дозировано разбрасывать песок. Вот так за пару лет механизировали работу комбината.

Еще один вопрос, который требовал первоочередного решения от молодого руководителя, – освещение улиц. Для его решения с минского завода железобетонных конструкции возили столбы – опоры для будущих линий электропередач. Устанавливали, крепили на них фонари. Эта работа продолжалась не год и не два. Кроме этого, их надо было обслуживать: ремонтировать, менять лампы. И все это с помощью палок или лестниц…   Опять же решили что пора модернизироваться. Нашли завод в России, который согласился сделать первую автовышку. К слову, металл на нее – три тонны – собирали всем городом. Но зато когда пришла вышка, мы уже стали работать не только на себя, но и заключать договора с другими предприятиями, зарабатывать деньги. И хотя средств было очень мало, молодую службу очень поддерживал исполком и его тогдашний руководитель Борис Александрович Долгий, руководители городских предприятий, а это дорогого стоило. 

Станислав Иосифович вспоминает: примерно в середине 70-х решили приобрести грейдер. Но в те времена существовали жесткие лимиты и приобрести спецтехнику было очень трудно. Нашли выход. Обратились от комсомольцев Жодино в комсомольскую организацию Брянского завода, где тогда выпускали эту технику. И чтобы вы думали? Помогли! С приобретением грейдера стало намного проще обслуживать дороги. А вот об асфальтировании даже не мечтали. Все дороги булыжные. Нередко приходилось всем небольшим коллективом выезжать на поля, искать камни и «латать» ими выбоины. Вот такой тогда был ямочный ремонт! А уж если где-то удавалось найти оставшийся после ремонта центральных лиц асфальт, то это был праздник: его плавили и заливали им камни, чтоб плотнее стояли.

Первой улицей, которую заасфальтировали в этом микрорайоне, стала Московская. Затем Партизанская, Судобовская и другие.

А для работ по озеленению города в 1980 году создали специальную бригаду. Сажали, ухаживали за клумбами, деревьями и кустами. К слову, парки и на улице 40 лет Октября, и на проспекте Мира закладывали именно работники комбината. Конечно, люди помогали: молодые деревца, которые коммунальщики высаживали вдоль Московской, поливали жители близлежащих домов. Тогда же в структуре Комбината появились банное и ритуальное хозяйства. А вот практически весь жилфонд (кроме нескольких кооперативных домов) был ведомственным и обслуживался предприятиями города. В том числе и для этого на Белорусском автозаводе, а чуть позже на фабрике, были созданы жилищно-коммунальные отделы.   

Постепенно Комбинат развивался, расширялся штат работников и парк техники, возросли и функции. Станислав Иосифович стал свидетелем того, как на основании решения Мин-облисполкома служба опять претерпела реорганизацию: в городе было образовано ПО «ЖКХ».

С. И. Довнарович (справа) с коллегами.

Потом он перешел на другую работу. Но без дела не сидел ни дня. Только четыре года назад окончательно вышел на заслуженный отдых. Станислав Довнарович и сегодня, несмотря на возраст, интересуется работой бывших коллег, с уважением относится к их нелегкому труду. И по-доброму завидует им. Совсем немного. Ведь сегодня столько возможностей, современная спецтехника, совсем другой размах. Но и город от этого только в выигрыше: преображается, хорошеет из года в год. И в этом, безусловно, часть его многолетнего труда.

Из истории предприятия

Городское жилищно-коммунальное хозяйство берет свое начало в апреле 1969 года, когда решением Миноблисполкома в Жодино был создан Комбинат благоустройства, обслуживающий территорию города в районе ГРЭС, Заречья и улицы Московской. Параллельно с развитием города совершенствовалась и укреплялась структура предприятия. В этом же 1969 году на Белорусском автомобильном заводе был создан жилищно-коммунальный отдел, а через десять лет такая же структура появилась на швейно-трикотажной фабрике.

К 1980 году на предприятии функционировала бригада по озеленению, автохозяйство, банное хозяйство, ритуальный участок. Жилфонд города в то время был ведомственным и обслуживался предприятиями города.

В 1988 году решением Миноблисполкома ЖКО БЕЛАЗа реорганизован и присоединен к городскому ПО ЖКХ. Структура предприятия на этот момент включала уже три жилищно-эксплутационных участка, спецавтохозяйство, аварийно-диспетчерский участок, участок текущего ремонта, наружного освещения, бытового обслуживания (ритуалы, платная стоянка, бани) и благоустройства, энергоучасток. Численность работающих в объединении после реорганизации составила 359 человек.

Поэтапно предприятие приняло на свой баланс почти весь жилфонд Жодино с соответствующими коммуникациями, а в 2003 году было произведено присоединение к объединению Жодинского специализированного строительного предприятия.

 

 

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here