В жизни каждого ребенка неизбежно наступает период, когда он начинает стремительно взрослеть: меняется внешность, поведение, ценности, появляются новые интересы и знакомые. Родители начинают переживать, что ребенок отдалился от них, волнуются по поводу новых друзей, которые «плохо влияют». Естественно, за этим следуют запреты и конфликты: «не смей красить волосы в этот ужасный цвет», «я не разрешаю тебе с ними общаться», «не смей туда ходить!». Все чаще в лексиконе взрослых звучит новое слово – субкультуры. И как же им решить эту проблему? Как бороться с асоциальным поведением подростков?

Данная тема актуальна по причине появления множества течений, где вандализм и насилие считаются нормой, и молодежь, к сожалению, все чаще проявляет к этому интерес.

О причинах вступления молодых людей в различные течения у ученых разные мнения. Одни считают, что особенности психологического состояния подростков не позволяют большинству молодых людей выражать в одиночку свой взгляд на мир. Поэтому подростки предпочитают объединяться в компании, «сбиваться в стаи», где «чувство локтя» – единственно возможный для них способ выживания в обществе. Другие – что любой подросток стремится каким-то образом заявить о своей уникальности, неповторимости, личностном своеобразии, в некотором роде противопоставляя себя окружающим, в первую очередь родителям, да и вообще взрослым. Именно так он пытается утвердить себя – не похожего, особенного. Молодежная субкультура, даже криминальная, дает ребенку то, что ему нужно – статус, чувство собственного достоинства, неповторимость, чувство принадлежности.

В свою очередь психологи СПЦ придерживаются мнения, что такие явления возникают чаще всего по той причине, что в процессе воспитания имеются значительные искажения и пробелы.

Психологи СПЦ  провели анонимный опрос подростков о причинах вхождения в субкультурные группировки. Всего в исследовании приняли участие 32 подростка 13–17 лет из Жодино, Смолевичей, Борисова.

Из результатов опроса следует, что под молодежной субкультурой большинство опрошенных понимают группу людей с одинаковыми интересами, стилем жизни, манерой поведения, общения, внешним обликом. Среди опрашиваемых встретились также и те, кто считает, что молодежная субкультура – это бесполезное занятие.

Также респонденты ответили, что принадлежность школьников к той или иной субкультуре отрицательно влияет на успешность их обучения, поскольку получение образования теряет свою важность, появляются другие ценности, круг общения ограничивается только рамками субкультуры. Внешний вид представителей различных течений часто пугает окружающих, их судят по атрибутике, а не по уму.

– В ходе анализа полученных результатов мы пришли к выводу, что подростки присоединяются к неформальным молодежным организациям для того, чтобы общаться с людьми, которые могут понять их мысли, чувства, разделить увлечения, – рассказывает педагог-психолог СПЦ Татьяна Коношонок. – Причины – протест против ограничений со стороны взрослых, отсутствие взаимопонимания среди их обычного окружения. Подчеркну также и желание подростков завести новых друзей, расширить круг общения.

Все опрошенные единогласно подтвердили, что в городах, в которых они проживают, как и в любом другом, есть представители всех известных им субкультур – готы, эмо, панки, скинхеды, ролевики.

На повторном анкетировании ребятам предложили их охарактеризовать, и отметим, у многих это задание вызвало трудности. В некоторых случаях стереотипы были ошибочны.

Как отметила Татьяна Коношонок, любая субкультура может вызвать как позитивные, так и негативные последствия – все зависит от нашего отношения к выбору ребенка. В настоящее время неформальных движений образовалось великое множество. И влияют они на подростков по-разному. Многие в какой-то степени даже положительно: они развивают его как сильную творческую личность, потому что почти у каждой субкультуры есть свое направление в музыке, живописи, литературе, в искусстве. Заметить, бережно выпестовать и развить творческие способности, индивидуальность личности подростка – задача взрослых.

Значительную роль в этом переходе могут оказать учреждения культуры, предложив подросткам качественную досуговую альтернативу. В ходе занятий возможен не только неназидательный контроль поведения, но и формирование вкуса, ценностных ориентаций, наконец, мировоззрения.

Светлана ГЕРМАН

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Копирование возможно только с письменного разрешения редакции.

image_pdfСоздать PDFimage_printВерсия для печати

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here