Вспоминает белорусский журналист, член Союза журналистов СССР, участник Великой Отечественной войны, уроженец Жодино, Степан Нортман: «В комсомол вступил в 1923 году: тогда же и была создана в Жодино комсомольская ячейка. Так что я был в числе тех сельских пареньков, которые положили начало в нашем селе тяге молодежи к новой жизни. Был какое-то время секретарем ячейки, а затем вожатым пионерского отряда школы. С 1927 года работал техническим секретарем Смолевичского райкома партии, а с конца 1928 года – заведующим отделом пионеров райкома комсомола.

На строительстве Смолевичской ГРЭС 1950-е годы.

Писать в газеты начал рано – в 1923 году, когда жил в Жодино. Печатался в «Беларускай весцы», «Звяздзе», «Чырвонай змене». Сотрудничал с периодической печатью. Писал заметки, очерки…»

А вот воспоминания бывшего декана филиала Белорусского политехнического института, позже директора СШ № 3 Жодино Евгения  Ильича: «Когда директором БЕЛАЗа был Сидорович, планировалось открыть в Жодино дневное отделение БПИ. В 1969 году автозавод начал возводить здание около остановочного пункта «Жодино Южный». Его строили как учебный центр завода. На строительстве работали и наши студенты-вечерники. Это была комсомольская стройка. На завершающем этапе приезжали работать студенты дневного отделения БПИ. Каждый из них отработал как минимум 16 часов».

Комсомольцы были задействованы во многих стройках Жодино. Особенно это касалось послевоенного времени. Возводились завод «Торфмаш», электростанция, кирпичные жилые дома, строились дороги, а рабочих рук катастрофически не хватало. Поэтому привлекали молодежь, не только местную, но и из других уголков БССР. Многие комсомольцы впоследствии так и остались в Жодино. Работать приходилось в сложных условиях. По воспоминаниям жодинского строителя Николая Крутых, самые первые дома, которые стали возводить в городе для приезжих комсомольцев, были деревянные, с печным отоплением, без прочих удобств. Но даже в таких условиях люди верили в результаты своей работы: их современные жодинцы могут видеть и сейчас.

Евгений Ильич принимает зачет, 1968 год.

Комсомольцы работали на возведении первого кирпичного здания в городе – общежития на 170 мест на нынешней улице 40 лет Октября под руководством прораба Григория Лученка. Первоначально, помимо жилых комнат, в этом здании находилось заводоуправление и прочие конторы. Сейчас здесь находится отдел кадров БЕЛАЗа.

Вообще, весь поселок завода «Торфмаш», ставший впоследствии рабочим поселком Белорусского автозавода, является комсомольской стройкой. Не случайно один из переулков данного микрорайона носит название Молодежный.

Одной из главных ударных комсомольских строек было здание СШ № 2, которое было возведено в течение 1956 года. Вот что об этом объекте вспоминает Николай Крутых: «К строительным работам приступили в начале года, а сдать готовое здание было необходимо к сентябрю. На строительство отводилось всего восемь месяцев. Задача была очень сложной и ответственной. Работы по сооружению нулевого цикла велись в полторы смены. А зима в тот год выдалась очень суровой. Только в апреле работу на объекте смогли организовать в две смены. Здесь были сосредоточены все трудовые и материальные ресурсы строительного управления. Работа кипела, но никакой суеты и неорганизованности не наблюдалось.  Каждое подразделение строителей стремилось выполнить объемы к намеченному сроку и с хорошим качеством».

Сдать в эксплуатацию здание школы в срок без комсомоль-ских отрядов едва ли было возможно.

На лекции по физике.

7 марта 1963 года Жодино получил статус города областного подчинения, началось гигантское строительство проспектов и микрорайонов. Масштабы работ были огромными, цеха автозавода также расширялись. Комсомольцы работали не только на возведении домов и производственных помещений. Все чаще молодежные отряды стали работать на благоустройстве города. Так, на озеленении была задействована в основном молодежь. Руководил работами начальник ЖКО В.А.Кукса. Именно ему Жодино обязан обширными зелеными насаждениями вдоль главных улиц – 40 лет Октября, проспекта Мира, 50 лет Октября, а также паркам. По словам Николая Крутых, в 1967-1968 годах производились массовые посадки многолетних деревьев: были  высажены сотни берез, лип, тополей, ясеней, кленов, рябин, вязов, верб, елей. К работе по озеленению парка привлекались  комсомольцы  Белорусского автомобильного завода и общественность города. Со стороны стадиона деревья высаживали ученики средней школы № 2, на проспекте Мира – учащиеся СШ № 4. Кроме того, все жодинцы участвовали в субботниках и воскресниках по укладке песчано-гравийных пешеходных дорожек.

Таким образом, парк культуры и отдыха, который был передан на баланс города в 1985 году (до этого он принадлежал автозаводу), являлся крупнейшей комсомольской и молодежной стройкой Жодино. И далеко не единственной. Комсомольцы возводили и обустраивали стадион «Торпедо» на 5 000 мест, территорию, прилегающую к зданию СШ № 5. 1958-1978 годы можно считать лучшим периодом «зеленого» строительства города.

И спустя годы благоустройство города не обходилось без молодежи. Так, старые тополя на улице 40 лет Октября, от здания заводоуправления до автомагистрали Минск–Москва, порядком обветшали и представляли опасность для пешеходов. Было решено их вырубить, а на их месте высадить липы. Эти работы выполнялись под общим руководством специалиста автозавода Михаила Долгова.

И на рубеже 1980-90-х годов масштабы строительства были очень серьезными: сооружение комплекса девятиэтажных кирпичных домов на перекрестке улиц Гагарина и 8 Марта. Из комсомольских организаций, которые были задействованы в этом деле, был организован молодежный жилищно-строительный кооператив № 1 (МЖСК-1).

Несмотря на экономические сложности начала 1990-х, строительство продолжалось. Так как городская территория Жодино больше не расширялась, строительство велось методом уплотнения застройки уже существующих кварталов. И без участия комсомольских организаций здесь, естественно, не обходилось. В 1993 году был создан МЖСК-2 – строились пятиэтажные дома в квартале между улицами Деревянко, Сырокваша и 40 лет Октября. Позже были созданы другие МЖСК. Сложно найти хоть одно место в Жодино, к возведению или благоустройству которого не приложили руку молодежные организации нашего города.                                                     

 Сергей Визнер, сотрудник краеведческого музея

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Копирование возможно только с письменного разрешения редакции.

 

 

image_pdfСоздать PDFimage_printВерсия для печати

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here