Раньше предполагаемого срока велопутешественник Геннадий Пузанкевич, о котором мы неоднократно писали, завершил свое дальнее странствие длиной в 10 745 километров. В середине прошлого месяца он вернулся на родину, а на минувшей неделе устроил дома официальный прием для журналистов, чтоб рассказать о своих впечатлениях, поделиться планами на будущее.

На встречу я отправилась на велосипеде. У меня, конечно, не «Аист», но, проехав 15 километров (путь туда и обратно), я очень отчетливо представила себе, как нелегко было Геннадию в пути: подъемы, ветер, дождь, мороз и жара, тяжелый груз, шум проезжающих машин. Сложностей было немало.

– К дороге я готовился основательно, выбирал непромокаемую одежду. В магазине мне порекомендовали остановить выбор на изделии из прорезиненной ткани. Поначалу, когда дождик лишь моросил, все было хорошо. Но, однажды в Казахстане я попал под пронизывающий дождь с сильным ветром. Руки в перчатках мерзли. За полчаса промокло все: не только дождевик, но и одежда на мне. Надвигалась ночь. Мне пришлось выкрутить всю мокрую одежду и снова надеть на себя. После я забрался в сухой спальник и так провел ночь. Наутро все было в норме: одежда высохла. Правда, когда я выбрался из палатки, увидел, что меня окружает замерзшее болото, палатка покрыта инеем. Я собрал вещи и отправился в путь, – вспоминает Геннадий Константинович.

Путешествия на дальние расстояния – дело не из легких. И, как оказалось, романтику зачастую вытесняли переживания о собственной безопасности. Не везде трасса была качественной (Геннадий ехал по автомобильным магистралям. – Прим. авт.). Протяженность щебневых дорог нередко достигала 20 километров.

– Тяжело было ехать. Часто шли большие машины, и боковой ветер от них иногда отбрасывал меня на метр в кювет или, наоборот, затягивал на полосу движения. Напряжение колоссальное было, – вспоминает Геннадий. – В пути я часто видел только узкую полоску асфальта между козырьком кепки и корзиной, которая приделана к велосипеду спереди. На оживленной трассе был слышен лишь гул машин. Это продолжалось где-то одну треть моего путешествия.

Велосипед в дороге не подводил. «Он падал у меня, и не раз, ­– заметил Геннадий. – Единственное – покрышки стирались сзади из-за груза. А механических поломок не было».

Во время путешествия Геннадий о многом думал. Закрадывались и мысли о возвращении, но вовсе не из-за сложностей.

– В поездке у меня было много времени для переосмысления жизненных ценностей, – разоткровенничался Геннадий. – Я пришел к выводу, что мы мало встречаемся и общаемся с родственниками и родными, близкими друзьями. Бывает, решишься на встречу, а уже слишком поздно. И мне так захотелось все изменить! Теперь буду находить время, выделю какие-нибудь дни, хоть раз в месяц, чтобы собираться компанией и говорить. И так мне захотелось вернуться домой к своим родным, начать жить по-другому! А потом подумал, что не смогу подвести людей, которые в меня поверили, ждали, что я дойду до финиша. Да и сам бы потом жалел о незавершенном деле. Именно это вдохновило меня проезжать больший километраж. Я проводил в седле по 15 часов, отдыхал минут 20-30. Проезжал по 180 километров. Один раз преодолел целых 230, но это благодаря сильному попутному ветру. Было это в Казахстане. МЧС предупредило, что будет ураган. Я воспользовался этим. Поднялся в 5.30. Выехал рано. Ветер был таким сильным, что я, даже не крутя педали, иногда разгонялся до скорости 27 км/ч, но приходилось притормаживать на ямках, чтобы не сломать велосипед. А так, когда была ровная дорога, 160-180 км были для меня дневной нормой. Да и мышцы привыкли.

Геннадий в своем путешествии был не прихотлив. Бытовые проблемы решал просто. Ночевал в палатке.

– Солнце поднялось – я поехал, солнце клонится к закату – смотрю, где вдоль дороги есть придорожная полоса. Важно, чтобы местность была незаболоченной, – рассказал Геннадий. – Если видел, что кругом вода, ехал  дальше, даже если темнело. Когда приходилось ночевать на сырой поверхности, подстилал целлофан, разбивал палатку, а на рассвете снова отправлялся в путь.

Чтобы помыться или постирать, Геннадий использовал воду из рек и ручьев. Поскольку во всем Забайкалье весна задержалась на две-три недели и наступила позже, чем обычно, на улице было холодно. Это, конечно, немного нарушило планы путешественника, но в некоторых случаях и помогало. Когда не было питьевой воды, спасал березовый сок, который у нас к маю уже отошел.

90 % рациона путника составляла лапша быстрого приготовления. Одну пачку он делил на два приема. Кипяток первые дни брал на заправках. В основном горячую воду давали бесплатно. Лишь в одном месте за нее пришлось заплатить. Был случай, когда в кипятке и вовсе отказали даже за плату. Когда заправки на пути стали встречаться реже, пришлось заливать лапшу речной водой. Говорит, вкус был одинаковый.

Путешественник готовил организм к дороге. Прежде чем оправиться в путь, три месяца подряд ел пророщенную пшеницу с медом. – Это сыграло большую роль, – считает Геннадий. – Организм запасся микроэлементами, и в первый месяц мне хватало одной пачки лапши на два раза. Еще я ел хлеб с водой.

– Что экзотического попробовали в путешествии? – поинтересовались журналисты.

– Для меня экзотикой была лапша быстрого приготовления. До путешествия я ее никогда не ел. Из природной экзотики – сосновые почки. В них много витамина С. Ел почки липы, луковицы лилии, личинки короеда. В луковицах много белка, а у личинок – вкус лесного ореха.

В пути Геннадий встречал много неравнодушных людей. Также он иногда общался с журналистами, а новости в СМИ о нем помогали в пути. Был интересный случай: в Новосибирске наш путешественник хотел обменять деньги и спросил у прохожих, где найти обменник, на что ему ответили: «Мы вас вчера в новостях видели и не отпустим, пока не накормим сибирскими мантами собственного приготовления».

– Эти люди затащили мой велосипед с грузом на третий этаж, хотя эта супружеская пара постарше меня, – с улыбкой рассказывает Геннадий. – А каково было мое изумление, когда я посреди квартиры их увидел мотоцикл ИЖ!

Также Пузанкевичу в пути встречались единомышленники. Правда, не все были такими закаленными, как наш. Например, в России Геннадий встретил Ильдуса, который возвращался домой из годичного кругосветного велопутешествия. Ему было проще в пути, потому что ночевал он в мотелях, лишь иногда в палатке, питался в кафе, иногда готовил самостоятельно. К нему периодически приезжала жена, а это хорошая психологическая поддержка.

Встретился Геннадий и с немецким велосипедистом. Тот до Бишкека долетел на самолете, а дальше поехал на велосипеде. Вместе они проехали два дня.

– Супружеская пара из Сочи отважная, – рассказывал Геннадий. – До Вьетнама они долетели на самолете, купили там велосипеды и домой возвращались на двухколесном транспорте, ехали без палаток и ночевали в мотелях.

Ближе всего по духу Геннадию оказался велосипедист Владимир из Ижевской области. С ним он проехал тысячу километров, а поскольку россиянин еще и альпинист, то в пути собирался посетить жемчужину Саян  – Ергаки. С собой он позвал Геннадия. Пять дней наш земляк путешествовал по горам и смог побывать в Красноярске – в заповеднике мирового значения «Столбы».

Долгий путь прошел наш герой, и всегда на велосипеде у него висел белорусский флажок. Когда он рассказывал чужестранцам о Жодино, не все знали название местности, откуда приехал путешественник, но стоило заговорить о БЕЛАЗе, понимали, о каком городе идет речь.

Сейчас Геннадию 58 лет, он полон сил. Путешественник признался, что к покорению Дальнего Востока на «Аисте» его в какой-то мере подстегнуло замечание о возрасте. Так что завершенный вояж Пузанкевича – это не только бесценный опыт, но и доказательство того, что в его светлой голове еще много идей и есть силы для воплощения их в жизнь. Вот, например, в октябре состоится персональная выставка в галерее краеведческого музея.

А еще, Геннадий собрал большую коллекцию растений, которые хотел бы высадить на земле своих прадедов, поставить здесь вольеры с животными, чтобы, школьникам, которые приходят в гости (а приходят они часто), было удобно знакомиться с животным и растительным миром.

Александра ШТАК

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here