Жодино был основан в 1643 году, но описаний его архитектуры в 17-18 веках не сохранилось. Если сравнивать с ремесленными домами в аналогичных городах, то можно с уверенностью сказать, что стандартный дом тех лет был разделен на две части: в первой находилась ремесленная мастерская, которая играла роль лавки, где ремесленник изготавливал свои изделия и на месте продавал. Во второй жил сам мастер с семьей. На 97 дворов Богуслав Поля (такое имя было дано нашему городу при его рождении) приходилось 92 подобные лавки.

Церковь Святого Архангела Михаила.

Первым значимым зданием, описание которого сохранилось благодаря фотографиям и рассказам очевидцев, была деревянная церковь Святого Архангела Михаила, которая располагалась в районе нынешнего кинотеатра «Юность». Она была построена в 1863 году по так называемому муравьевскому проекту (по имени литовского генерал-губернатора Муравьева, который был инициатором строительства на подведомственных ему землях православных церквей по типовым проектам). Такие церкви состояли из четырех четко выраженных частей, нанизанных на одну ось. Первая часть – это расположенная спереди колокольня, в первом ярусе которой был вход в церковь. Вторая – узкая протяженная трапезная, далее коридор, который вел в третью, главную часть церкви – квадратный молитвенный зал. Он накрывался шатровой крышей с башенкой с куполом и крестом наверху. Иконостасом молитвенный зал отделялся от алтарной части, которая была четвертой частью церкви и находилась сзади. По бокам молитвенного зала располагались небольшие пристройки. Если взглянуть на церковь сверху, то она напоминает латинский крест. Храм просуществовал 99 лет, пока в 1962 году не был разобран. На этом месте сейчас находится небольшая памятная часовня.

Парадный въезд на ул. Куприянова – главную улицу энергетиков.

После войны Жодино был разрушен. Из всех довоенных зданий в селе уцелело лишь семь, поэтому было принято решение возвести новый аккуратный район для работников электростанции. Здания были построены в стиле сталинского ампира. Пусть они относились к типовым проектам, но планировка поселка была создана с нуля в полном соответствии с принятой концепцией «соцгорода». Въезд в него оформляли парадные «ворота города», роль которых выполняли  трехэтажные дома. Ими начиналась главная улица, посередине которой была разбита площадь с зданием поселковой администрации, где сейчас располагается городской краеведческий   музей.

Улица Куприянова – вид со стороны СШ № 1.

От площади тихий зеленый бульвар, когда-то украшенный памятником Ленину, вел к школе, рядом с которой построили Дом культуры для работников электростанции. Для энергетиков создавался исключительный комфорт, особенно учитывая острый послевоенный дефицит жилья. Магазины, детские сады, поликлиника, баня, ателье, столовая, стадион – в поселке было все, что большинству жителей остальной страны было недоступно в те трудные годы.

Митинг у памятника Петру Куприянову на фоне Дома культуры энергетиков.

Сложно сказать, на сколько лет идеи архитекторов, проектировавших этот район, опередили свое время. Даже сейчас он отличается уютом и живописным внешним обликом. Тишина и спокойствие, которых так не хватает сейчас жителям многих городов, выгодно отличают его от других районов.

Здание Жодинского городского Совета народных депутатов.

В 1946 году было принято решение возвести в Жодино завод торфяного машиностроения. Он проработал около года, после чего на его базе создали  завод дорожных машин. Это был уже куда более крупный объект, производивший снегоочистители, поливочные машины, кусторезы и другую технику. В разы увеличившийся в своей численности персонал предприятия настойчиво требовал жилья, и рядом с будущим БЕЛАЗом появился второй рабочий поселок.

Строительство улицы 40 лет Октября. 1950 год.

Стилистически он напоминал поселок ГРЭС: в архитектуре доминировал сталинский ампир, однако масштаб его был на порядок крупнее. Улица Дзержинского (нынешняя Сырокваша) соединяла заводоуправление с Дворцом культуры работников автозавода, который сейчас является самым помпезным, величественным и красивым зданием города. Но сталианс занимает лишь небольшую часть застройки данного поселка. С конца 1950-х усиливается борьба с архитектурными излишествами, и на смену помпезным сталинским домам приходят хрущевки из белого кирпича. Выложенный красным кирпичом узор на фризе ниже крыши – вот и все, чем отличаются дома 1960-х годов, где классическое наследие выражено лишь призрачно.

Панорама улицы 40 лет октября, спустя 10 лет.

Именно в таком стиле построена остальная часть поселка автомобилестроителей, а также два научных городка, которые были перенесены из Минска в 1960-е гг. Разместили их на разных площадках – НИИ животноводства рядом с совхозом «Заречье», где имелись животноводческие комплексы, а НИИ земледелия рядом с полями, которые засевались озимыми. Они представляют собой целостные ансамбли, застроенные хрущевскими домами. Но существовал серьезный изъян в планировке всего Жодино в целом – все четыре района оказались разрозненными. Требовалось застроить промежутки между ними и создать единый для всего города центр.

Дворец культуры автозавода.

К тому времени изменилась и концепция планировки города. Если четыре городка были построены поквартально, то со второй половины 1960-х годов проектировщики переходят к застройкам городов микрорайонами. В отличие от квартала микрорайон имеет значительную площадь, многие дома расположены не на улицах, а в глубине застройки, на первых этажах домов размещаются общественные объекты. Школы, детские сады и Дома быта помещаются внутри планировки. Микрорайон ограничен широкими улицами, узкие межквартальные улочки уступают место внутриквартальным проездам ко дворам домов.

Дзержинка. 1959 год.

Продолжение в следующем номере.

Сергей Визнер, научный сотрудник краеведческого музея

 

 

image_pdfСоздать PDFimage_printВерсия для печати

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here