Как развивается Япония, какова динамика белорусско-японских отношений, что препятствует или способствует их развитию?
Япония является одной из трех крупнейших экономик мира, что само по себе объясняет заинтересованность подавляющего числа стран мира тесно с ней сотрудничать. Валовой внутренний продукт (ВВП) по итогам 2016 года составил почти пять триллионов долларов – для сравнения, это в два с лишним раза больше, чем ВВП России, притом, что население страны значительно меньше российского, лишь 127 миллионов. В то же время у этой экономики есть свои особенности, о которых необходимо знать.
Японский бизнес заинтересован помогать соотечественникам. Это означает, что предприниматели готовы покупать импортные товары прежде всего у японцев, производящих их за пределами страны или импортирующих их в нее. Если вы не японский предприниматель, вам трудно быть успешным импортером на японский рынок. Исключений почти нет, но есть сферы, где иностранцам труднее пробиться на японский рынок со своими товарами, а есть те, где легче. Легче всего продавать в Японию сырьевые товары. Страна не богата природными ресурсами, а потому для своего успешного развития нуждается в большом их импорте.
Второй особенностью экономики является специфика инвестирования за рубежом. Несмотря на огромные банки и развитую финансовую систему Японии, Беларусь имеет мало японских инвестиций, поскольку инвесторы предпочитают приходить со своими капиталами в те страны, из которых легко будет поставлять производимые товары на японский рынок. Большая географическая отдаленность и отсутствие у Беларуси собственного  выхода к Мировому океану – факторы, негативно влияющие на готовность японского бизнеса приходить со значимыми инвестициями в нашу страну. Та же проблема есть и с товарами, произведенными белорусскими предприятиями. Достаточно вспомнить ситуацию, когда в 1970-х годах БССР по железной дороге направила партию своих тракторов на японский рынок. За недели неспешной транспортировки с многих машин сняли отдельные детали, в других хулиганы разбили стекла. Второй поставки уже не было. Ситуация может измениться в будущем после активной реализации китайской инициативы «Один пояс и один путь». В ее рамках могут быть усовершенствованы коммуникации между Европой и Азией, в результате чего возможно существенное улучшение возможностей для поставок белорусских товаров на японский рынок.
Успешнее всего Япония развивалась в 1950-1970-х годах прошлого века. Высокие темпы роста – в среднем десять процентов в год в данный период – позднее были характерны и для периода быстрого роста Китая, во многом шедшего по стопам Японии. В 1980-х у страны начались проблемы с ростом экономики, перешедшие и в XXI столетие. В то же время успешный рост экономики на протяжении предшествующих десятилетий позволил сформировать процветающую экономику с высокими стандартами жизни.
Самой сильной связью для Беларуси и Японии, очень отдаленных географически стран,  стала общая беда – радиационные катастрофы. Японцы пострадали от атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки, а позднее от ставшей жертвой цунами Фукусимской атомной станции, Беларусь испытала огромные проблемы после Чернобыльской катастрофы. Общая беда сдружила страны, привела к значительным контактам на уровне гражданского общества. После взрыва на ЧАЭС японская общественность стала создавать ассоциации помощи белорусскому населению, проживающему в зараженных радиацией регионах.
Несмотря на существующие проблемы с поставкой товаров из отдаленной географически Беларуси на японский рынок, опускать руки не стоит. Необходимо продолжать поставки востребованной сырьевой продукции, прежде всего калийных удобрений, и расширять ассортимент товаров промышленной группы. Беларусь уже поставляет достаточно сложные товары: лазеры и устройства на жидких кристаллах, микроскопы, диагностические реагенты, электрические трансформаторы. В то же время востребованы трикотажные, текстильные, деревянные изделия и мебель, детские игрушки. Наряду с наращиванием поставок на китайский рынок продуктов питания их надо поставлять и в Японию, тем более что уже был успешный опыт поставки крупной партии сухого молока.
Наиболее перспективны три направления – информационные технологии, образование и туризм. Крупные японские компании в сфере информационных технологий испытывают интерес к белорусскому Парку высоких технологий, который только возрос после принятия в декабре прошлого года декрета Президента, стимулирующего деловую активность в секторе информационных технологий. В Беларуси уже есть японские студенты, необходимо и дальше привлекать их. Что касается туризма, то пока счет идет на сотни японских туристов, но необходимо работать над тем, чтобы он пошел на тысячи.
Сергей Кизима, доктор политических наук

image_pdfСоздать PDFimage_printВерсия для печати

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here