Сделайте подарок своему ребенку — ограничьте время, которое они проводят за своими электронными развлечениями, до 30 минут в день. Исследования, посвященные мозгу, говорят о том, что дети, проводящие больше времени за компьютером, действительно причиняют вред своему мозгу, тормозя его рост и развитие. Те, кто большую часть своего времени чем-то занят, – становятся деятелями, а проводящие время, вглядываясь в экран, – становятся зрителями. Таковы законы развития мозга.

Компьютер давно уже стал бессменным спутником современного человека, облегчающим как учебу, так и работу. Однако вместе с пользой он приносит и массу неприятностей. Одной из них является компьютерная зависимость – тяжелая проблема, приносящая вред в первую очередь детям. Думаю, что некоторые из вас уже столкнулись с этой проблемой в своей семье. Обычно кроме психологических признаков, таких как частая смена настроения, забывчивость, игнорирование, пассивность, агрессия, снижение успеваемости, у зависимых детей появляются физиологические недуги – боль в позвоночнике, нарушение осанки, ухудшение зрения, бессонница, частые простудные заболевания, головные боли, общая слабость.

Зависимости от компьютера чаще всего подвергаются подростки 12-15 лет. Однако первые симптомы этой нездоровой привязанности проявляются в младшей школе. Не вижу смысла останавливаться на описании этапов формирования компьютерной зависимости. Давайте сразу перейдем к вопросам – чего не делать и что же, собственно говоря, делать.

 Наиболее распространенные ошибки

Дефицит внимания к ребенку со стороны родителей в семье. Отсутствие в распорядке дня развивающих занятий, кружков, секций исходя из интересов ребенка (ключевая фраза – «исходя из интересов»). Свободный и бесконтрольный доступ вашего чада к компьютеру, а самое главное – доступ к безлимитному интернету. Бесконтрольное пользование социальными сетями. Самостоятельный выбор ребенком компьютерных игр.

Что же делать?

Наверное, вас это удивит, но для начала постарайтесь поиграть вместе с ребенком! Для того, что бы вывести своего сына или дочь из «темной комнаты», вам самим в эту «темную комнату» придется зайти. Не лекции, нотации и запугивания, а ваша искренняя заинтересованность, дружеское плечо и любовь! И, кстати, это поможет вам узнать, во что играет ваш ребенок. Во время совместной игры разговаривайте, делитесь чувствами – это поможет восстановить утраченную коммуникацию с ребенком. Таким образом, вы потихоньку разобьете скорлупу под названием «желание уединиться»!

Когда утраченное доверие будет восстановлено, удерживайте его. Общайтесь со своим ребенком, проявляя искренний интерес к его увлечениям и переживаниям. Докажите этим, что реальное общение, забота, любовь здесь, в реальном мире, а не в виртуальном.

Покиньте зону своего комфорта и займитесь с ребенком чем-нибудь физическим. Спортзал, плавание, танцы, пение, конструктор, поделки и т.д. Необходимо, чтобы появились интересы в реальной жизни. На своем примере и в живом общении покажите, что в окружающем мире масса интересных занятий, которые способны удовлетворить его потребности. И здесь важно учесть потребности своего ребенка, чтобы реальная альтернатива, предложенная вами, восполнила потерю.

Вы уже знаете, в какие игры играет ваш сын или ваша дочь – проанализируйте! Если в игре он хочет быть сильным, значит, вам поможет спорт. Если ему нравится строить, значит, это конструирование и моделирование. Если он хочет острых ощущений, свозите его на пейнтбол, отдайте на секцию скалолазания, в конце концов – организуйте прыжок с парашютом. Если проблемы с общением, запишите в театральную студию, на танцы, куда угодно, где действует принцип «мы – команда».

Когда вы сможете добиться расположения и наладите общение (и не раньше!) со своим ребенком, разговаривайте с ним о времени пребывания за компьютером, опираясь на высшую цель – здоровье. Никаких жестких ограничений и ультиматумов – мягко и постепенно! Давление в данном случае, как и вообще в воспитании, разрушают доверие и удлиняют разрыв в отношениях.

Важно найти первопричину проблемы. Уход в виртуальную реальность – это уход от проблем. Подумайте, понаблюдайте – что не так? Это могут быть не только проблемы с успеваемостью, а также проблемы со сверстниками.

Возможно, вас это удивит, но подтолкнуть ребенка в виртуальность могут и конфликты между родителями. Раньше от ссор в семье дети убегали на улицу, теперь убежищем стала компьютерная игра, интернет.

Постепенно приучайте своего ребенка ставить цели в реальной жизни самостоятельно и поддерживайте в их осуществлении.

Наделяйте свое чадо обязанностями в семье (уборка комнаты, уход за домашними животными, вынос мусора, поход в магазин и т.п.). Поощряйте за сделанное, но только не дополнительным временем за компьютером. Систему поощрения устанавливайте на свое усмотрение.

Как завести с подростком разговор о видеоиграх?

Убедитесь, что выбрали удачное время для разговора. Используйте вдумчивые вопросы, проявляя любопытство и интерес, исследуя позицию вашего ребенка с принятием (но не обязательно с одобрением). Спросите, можете ли вы поделиться с ним своими мыслями и наблюдениями. Преподносите свои идеи мягко, не читая нотаций и по мере возможности сопровождая их вопросами. Поблагодарите его за то, что он вас выслушал, и завершите разговор выражением надежды, что он примет ваше мнение во внимание.

Татьяна Коношонок, психолог Жодинского СПЦ

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here