Предприятия, организации, учреждения, которые опираются на бюджетную поддержку, равно как и другие, каждый день решают сотни насущных вопросов. От закупки дорогостоящего промышленного оборудования, нефтепродуктов и сжиженного газа до  услуг по стирке белья, поставке продуктов питания.  Для хозяйственников – это повседневная работа. Однако нередко в стандартные сделки вклинивается личный интерес, с которого начинаются откаты, взятки и прочие неблаговидные дела.

Прокурор Жодино Владимир Небосько сразу оговаривается: в поле коррупционных рисков эта тема давно прописана. Механизм закупок, которые ведут госпредприятия и организации, четко изложен в законодательстве. Есть конкретные требования, которые призваны свести к минимуму любые корыстные отклонения. Одно из них – финансовые закупки свыше 300 базовых величин становятся достоянием публичности. Информация о спросе предприятий и организаций на такие сделки размещается на специальном интернет-ресурсе, доступном каждому посетителю.

Просматриваю страницы электронной торговой площадки. Каждый день – множество новых предложений. Каков дальнейший сценарий в этих и других случаях закупок товаров и услуг? Законодательных вариантов несколько. От запроса ценовых предложений и электронного аукциона до открытого конкурса и биржевых торгов. Большинство управленцев идут прямым законодательным путем. Но далеко не все. Так, например, в отделе информации и связи с общественностью Следственного комитета Республики Беларусь сообщили об очередном громком деле.  Главным следственным управлением окончено расследование уголовного дела по обвинению руководителя коммерческих организаций в превышении служебных полномочий и даче взяток должностным лицам предприятий системы ЖКХ, расположенных на территории Витебской, Минской и Могилевской областей.

Следствием установлено, что 40-летний житель Минского района, действуя от имени подконтрольных ему организаций, с 2009 по 2015 годы вовлекал должностных лиц в свою преступную деятельность.

Семь руководителей районных предприятий системы ЖКХ умышленно заключили с коммерческими организациями, подконтрольными обвиняемому, договоры на поставку товарно-материальных ценностей (в большинстве случаев – насосного оборудования) по явно завышенным ценам. За благоприятное решение вопроса о заключении договоров некоторым должностным лицам передавались взятки – процент от общей суммы сделки. В результате этих действий причинен ущерб предприятиям системы ЖКХ на общую сумму более 677 тысяч рублей.

Важным здесь является и то, что необоснованные потери, понесенные государственными предприятиями, повлекли повышение стоимости коммунальных услуг для конечных потребителей – граждан Беларуси.

По мнению прокурора, сегодня в стране создана понятная нормативная база по закупкам. Если следовать закону, то все будет выполняться честно и прозрачно. Однако надо понимать: даже самый идеальный закон не защитит на сто процентов от корыстного интереса, если таковой возник.

При проведении антикоррупционных прокурорских проверок в обязательном порядке изучается законность осуществления закупок. Из практики прокурорского надзора следует, что среди самых распространенных нарушений – закупки без проведения установленных законодательством конкурентных процедур, несоблюдение минимального срока для подачи предложений, игнорирование сроков заключения договоров по результатам процедур закупок.

В Миноблисполкоме  в режиме видеоконференции состоялся семинар-учеба «Государственные закупки в Республике Беларусь» с участием представителя Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. В каждом регионе собрались представители структурных подразделений, организаций, осуществляющих государственные закупки. Представитель МАРТ рассказала о типичных ошибках заказчиков и участников, которые допускаются как на этапе подготовки процедуры закупки и их непосредственном проведении, так и на этапе завершения процедуры. Она акцентировала внимание и на грядущих изменениях. Например, предлагается снизить порог закупок, которые ведутся из одного источника и ограничены 300 базовыми, а информацию об этом размещать в открытом доступе.

Михаил АКУЛИЧ

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here