Скоро экзамены. Как помочь ребенку справиться с напряжением при сдаче экзаменов, отвечает педагог-психолог СПЦ Татьяна Коношонок.

– Реакция на нагрузку и ответственность во время экзаменов у каждого подростка разная и зависит от характера и личностных особенностей. Поскольку для данного возраста характерны частая смена интересов и деятельности, могут возникнуть сложности с самоопределением. Сегодня молодой человек хочет быть математиком, завтра займется творчеством, а послезавтра решит быть химиком или фармацевтом – желания неустойчивы и противоречивы.

Поэтому, в первую очередь, перед выбором вуза необходимо определиться с желаниями подростка, потратить достаточное количество времени и сил на поиски действительно подходящей и интересной для него профессии. Когда у подростка будет уверенность в том, что выбор института сделан именно им, лишняя тревога и напряжение уже будут проявляться в меньшей степени, поскольку появится больше уверенности в собственных силах и возможностях.

Бывает, что подросток начинает бояться ответственности и старается уйти от лишней нагрузки и тревоги, чаще всего это проявляется или уходом в себя, или поисками поддержки в компании. Обычно это случается с детьми, которые сомневаются в своих силах, возможностях и желаниях. В такие моменты нужно как можно чаще обращать внимание подростка на его успехи, победы и заслуги.

– Что делать, если ребенок не может добиться успешности, и у него вырабатывается привычка опускать руки при первой же неудаче?

– Страх показаться перед сверстниками неудачником, неверие в собственные силы – все эти чувства могут расти и распространяться не только на оценки в школе. Родителям стоит контролировать свое поведение с подростком. Возможно, страх неудачи образовался еще в детстве, когда ребенка наказывали слишком строго за ту или иную оплошность. Чтобы помочь подростку справиться со своими страхами и апатией, необходимо дать ему понять, что даже грубую ошибку можно исправить, уйти от катастрофизации к адекватному восприятию мира.

Если существует такая возможность, то смена привычной обстановки может помочь подростку по-другому взглянуть на вещи. Путешествие или  изменение привычного распорядка дня, появление новых обязанностей по дому – это помогает. Желательно, чтобы их часть подростку была знакома, поскольку, когда родители все делают за своего ребенка, у него будет складываться ощущение собственной беспомощности и зависимости от родителей, что будет способствовать росту тревоги при неудаче.

– Татьяна Леонидовна, скажите, какая связь между агрессивностью подростка и его успешностью среди сверстников?

– Связь прямая. Подростковый возраст сам по себе характеризуется повышением уровня агрессивности. Плюс ко всему это еще и возраст социализации, когда общение со сверстниками становится очень значимым. Чтобы стать лидером в компании, подростку приходится учиться защищаться и нападать – это нормально для процесса социализации. В дальнейшей жизни эти навыки помогают уже взрослому человеку отстаивать свои взгляды и решения. Когда агрессивность в рамках нормы и не граничит с жестокостью, она помогает подростку приобрести личностную целостность и самостоятельность в принятии решений.

Светлана ГЕРМАН

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here