«Быть педагогом – это призвание, которое дано не каждому»

– Для чего вы пришли на филологический факультет? – его голос звучал размеренно и спокойно, но в то же время настолько звонко, что каждый из присутствующих в зале замолчал (по крайней мере, мне так показалось). – Для того, чтобы читать книги? Прошу вас, для этого вы можете просто пойти в библиотеку и взять нужную вам книгу. В наше время даже не нужно куда-то идти: можно просто заказать нужную вам книгу, и её привезут через пару часов. Слишком долго? Поискав несколько минут в интернете, сможете скачать нужный вам экземпляр в один клик мыши. Вы хотите изучать какой-то язык? Английский? Вам мало было школьной программы? Немецкий, испанский, китайский или, может быть, хинди? Зачем вам терять несколько лет в университете, когда вы можете записать на курсы и освоить понравившийся вам язык за год, посещая курсы 2 раза в неделю, а не изучая бесполезные для вас предметы и тем более не сдавая по ним зачёты и экзамены? Может быть, вы хотите уехать за границу или найти себе мужа-иностранца? Тот же ответ – отправляйтесь на курсы. Или вы одни из тех идеалистов, которые хотят преподавать в школе или университете? Тогда вам самое место в педагогическом университете. Да и кто вам сказал, что вы сможете стать хорошим преподавателем или учителем? Уверены, что это так просто? Удачи. Хотите стать журналистом? В институте журналистики как раз недобор. Хотите стать великим писателем? Опубликовать свой сногсшибательный детектив про убийц сестёр-двойняшек, которых разлучили в детстве? Вряд ли хоть кто-нибудь из вас сумеет пробиться в редакцию со своей рукописью, так что отложите ваши творческие потуги в ящик подальше. Да и признайте, что читают книги сейчас только такие, как вы. А такие, как вы, не любят читать чужие произведения, а только любуются своими, перечитывая их каждый вечер и зачитывая их до дыр, а потом удаляют, как только наткнутся на критику со стороны своих друзей или знакомых. Хотите зарабатывать деньги? Тогда это место точно не для вас. Вам на 2 этажа выше – на экономический. Или же пришли только для получения корочки о получении высшего образования? В таком случае мне вас не в чем винить.

Я слушал его, будто зачарованный, не в силах сказать хотя бы одного слова. Меня безумно возмущало всё то, что сейчас говорил со сцены этот именитый профессор, но противопоставить ему хоть что-нибудь не мог. Только представьте, как умело он играл мной и моими чувствами, что я не в силах был вымолвить и слова. Тогда я и не понимал, или не хотел понять, что всё это заготовленная речь, которая помогала ему поддерживать свой образ. Или я ошибаюсь сейчас, а тогда он говорил сущую правду? В тот момент я был готов сорваться с места, выкрикнуть ему прямо в лицо, что он не прав, что я хочу… И в этот момент меня будто переклинило: а чего я хочу? Хочу читать книги? Изучать язык? Написать книгу? Стать телеведущим? Получить диплом? Не идти в армию? Своими речами он будто свёл меня с ума, перевернул весь мой мир, выбросив меня за борт моего собственного сознания – и я отчаянно искал спасательный круг, который помог бы мне удержаться на плаву, ведь плавать я так и не научился. И вот я захлёбывался в своих мечтах, желая только поскорее уйти из зала, забыть все этим попытки стать филологом, выучиться на слесаря или столяра и наслаждаться жизнью, почитывая своих любимых писателей. И я тонул, с головой погрузился в эти воды своих сомнений, как вдруг моя рука ухватилась за что-то. Внезапно я осознал, что этот вычурный профессор обошёл одну тему, затронув её только одной фразой. Я явственно осознал, что моё желание учить детей после его высказывания о педагогическом университете нисколько не убавилось. Я всё так же хочу, чтобы дети, мои будущие ученики, знали русский язык. И для этого мне совсем не нужно идти в другой университет. Я могу и (самое главное) я хочу научиться этому именно в этих стенах. Пусть на это уйдёт несколько лет, но я хочу заниматься именно этим.

Я не знаю, сколько его слов я пропустил из-за своих размышлений, но очнулся я только тогда, когда профессор уже заканчивал:

-Из-за кого вы пошли учиться? Из-за любимого классного руководителя? Из-за олимпиад или языковых и литературных конкурсов? Из-за желания родителей? Или из-за собственной прихоти? Из-за желания доказать, что вы не просто пустое место? Таких же, как вы, здесь целый зал, просто обернитесь. Стараясь выделиться и стать чем-то большим, стать частью чего-то особенного, как вам кажется, вы пришли в место, где все думают точно так же. И разве это проявление особенности? И пока вы не ответите для себя хотя бы на этот простой вопрос, вам незачем здесь находиться.

Я вспылил. Вскочил со своего места и заговорил так громко и так чётко, что заглушил микрофон выступающего. Мои мысли были предельно ясны, а голос не задрожал ни на секунду.

— Да, мне нравится читать книги, я чувствую себя частью целого мира, когда погружаюсь в них. Я обожаю исследовать чужие написанные миры, раскрывая для себя что-то новое и необычное. Да, я обожаю изучать языки, понимать, как устроены разные языковые системы, прослеживать закономерности и удивляться исключениям, выходящим за рамки законов, правящих в определённом языке. Я хочу сочинять стихи или прозу, но по большей части для себя, а не для кого-то другого. Пусть их никогда никто не увидит, пусть смеются, осмеивают и потешаются, разве для меня это должно быть важно? Я попытаюсь опубликовать их только тогда, когда посчитаю нужным. Когда буду готов прежде всего для себя. Да, я в какой-то степени эгоист, как и все в этом зале, включая вас, но разве это такое уж преступление? Может, я и хочу получить диплом, но только для того, чтобы можно было преподавать (мой голос стал немного тише и неувереннее в этот момент). Я хочу исследовать миры детей, открывая для себя давно позабытые радости беззаботного детства. Хочу видеть в их глазах не только желание зарабатывать деньги или расчёты по выплате кредитов. Хочу верить, что именно в них наше будущее. Не в дачах и семейном бюджете, не в бесконечных поисках скидок в обувных или продуктовых, не в дороге на работу или с работы, не в просиживании штанов в офисе в ожидании конца рабочего дня, не в надеждах построить великое и светлое будущее, ведь это будущее и есть они сами. Хочу знать, как устроены их системы: почему они радуются, почему плачут, почему молчат или замыкаются в себе, боясь признаться в пустячном проступке. Хочу помогать им строить свои собственные жизни: где-то советом, а в каким-то моменты и порицанием. Хочу видеть, почему их проблемы самые важные, и помогать решать эти проблемы. Дружить с ними. Любить их. Стать для них кумиром и быть фанатом каждого из них. Верить в них во что бы то ни стало.

Признаюсь, я не поднялся тогда со своего места. Просто смотрел на того самого профессора, боясь высказаться, чтобы не оказаться посмешищем в первый же учебный день. Но не забыл слова, которые хотел ему сказать. С того самого дня прошло уже больше пяти лет. Надеюсь, что я не изменился. Всё так же хочу преподавать. Всё так же хочу, чтобы у меня всё получилось. Только убедился, что дети – это нечто особенное: то, ради чего стоит работать, то, чему стоит радоваться каждый день. И пусть у меня не всё будет получаться. Пусть будет множество проблем и испытаний. Конечно, будут дни, когда у меня будут опускаться руки, когда я буду терять надежду или буду переставать хотеть работать. Но есть и те дни, когда мои ученики – самые важные люди для меня. И знаете, этих дней с каждым новым днём становится всё больше. И пусть все твердят, что работать учителем сейчас неактуально или немодно, мне это нравится. И я знаю, что когда-нибудь соберусь с силами, поеду в свой университет, найду того самого профессора, подойду к нему и скажу (даже если он не узнает меня и будет в смятении или возмущении):

— Быть педагогом – это призвание, которое дано не каждому, но я справился.

 

image_pdfСоздать PDFimage_printВерсия для печати

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here