Подростки не так уж часто обращаются к психологу самостоятельно. Чаще всего их направляют и приводят родители, учителя, специалисты комиссии по делам несовершеннолетних. Направляют в надежде, что психологу удастся разобраться в причинах «неправильного» поведения подростка и убедить его исправиться. О работе с подростками наш разговор с педагогом-психологом Жодинского СПЦ Татьяной Коношонок.

– Татьяна Леонидовна, скажите, психолог может перевоспитать подростка?

– Как правило, специалист действительно старается вникнуть в проблему, однако он не спешит перевоспитывать подростка: он старается ему помочь разобраться в себе, наладить отношения с окружающими, изменить поведение. Проблемы подростка «принадлежат» не только ему одному. Ведь чаще всего они становятся заметными именно во взаимоотношениях со взрослыми: не хочет учиться, не слушается, грубит, начал курить, попал в плохую компанию, все время проводит за компьютером, совсем не помогает по дому…

Именно поэтому, работая с несовершеннолетним, психолог обращается не только к нему, но и к его окружению: к родителям, учителям. Без помощи взрослых – поддерживающих, умных, порядочных и авторитетных – подросток не всегда может справиться с трудностями, разрешить свои проблемы, совершить правильный выбор.

– А как понять выражение «неправильное поведение»?

– Это внешнее выражение тех внутренних проблем и конфликтов подростка, которые возникают у него в процессе взросления и взаимодействия с миром. Не всегда он имеет желание как-то менять свою жизнь, даже если его поведение создает трудности ему самому и его окружению. У него часто не хватает на это мотивации, желания и сил. Впрочем, не только подростки – далеко не каждый взрослый бывает готов прислушиваться к советам специалистов и вносить коррективы в свое поведение.

– С какими вопросами обращаются к психологу подростки? Что их волнует?

– Подростковый возраст – ступень развития, на которой видоизменяется поведение, эмоциональные реакции и мировоззрение молодого человека, и порой до такой степени, что взрослые говорят: его будто подменили, он стал совсем другим – непонятным, чужим и даже отвергаемым. Этот кризисный и трудный период несет с собой специфические и в то же время типичные проблемы, определяемые именно особенным социальным статусом и состоянием психики подростка.

В первую очередь следует отметить физическое и половое созревание, сопровождающееся изменением внешнего облика, различными вегетативными проявлениями, а также множеством новых переживаний, в том числе связанных с возникновением сексуального влечения. Это означает, что подростки решают для себя задачу привыкания к новому физическому облику. Они становятся особенно чувствительными к замечаниям сверстников и взрослых, могут сильно страдать из-за несоответствия своей внешности принятым эталонам красоты. Неудовлетворенность внешним видом может вызывать настоящие страдания, не всегда разделяемые взрослыми. Однако, зная эту особенность, можно объяснить многие непонятные поступки подростков: чрезмерное злоупотребление косметикой, слепое следование вычурной моде, голодание, одержимость спортивными занятиями, часы, проведенные у зеркала, нежелание одевать шапку, даже пропуски учебных занятий после неудачных попыток привести себя в порядок.

– Надо ли давать больше самостоятельности?

– Одно из самых ярких свойств этого возраста – появление серьезной  потребности в самостоятельности и независимости, которые нередко проявляются в оппозиционном поведении, критиканстве, игнорировании авторитетов. Именно с этой возрастной особенностью связано, пожалуй, самое большое число жалоб родителей, пришедших на прием вместе с детьми. Речь идет о подростковых конфликтах с родителями, продолжающими чрезмерно контролировать и опекать выросших чад. Члены таких семей на приеме у психолога часто наперебой доказывают свою правоту, не слыша друг друга. Как правило, родители предъявляют много претензий к поведению подростков и пытаются получить ответы на частные вопросы из серии «разрешать – не разрешать»; молодые люди  отстаивают свое право принимать самостоятельные решения. Если в целом между детьми и родителями хорошие, теплые и уважительные отношения, то, как правило, текущие вопросы удается решить путем переговоров. Труднее бывает в тех случаях, когда стремление к самостоятельности проявляется на фоне нарушенных отношений в семье.

– Часто у подростков бывает плохое настроение… С чем это связано?

– Периоды сниженного настроения могут встречаться у всех несовершеннолетних, однако у некоторых из них они могут достигать особенной глубины и длительности. Возможно, в таких случаях речь идет подростковой депрессии, или юношеской астенической несостоятельности. Она проявляется в неспособности к концентрации мыслей, отвлекаемости, снижении активности и работоспособности, повышенной утомляемости, нарушениях сна. В последние годы отмечается рост количества детско-подростковых депрессий, связанных со школьным обучением и психотравмирующими взаимоотношениями с учителями.

Еще одной проблемой, связанной со школьным обучением, является снижение учебной мотивации подростков. Педагоги и родители нередко жалуются на потерю интереса к учебе в средних и старших классах: несовершеннолетние перестают выполнять домашние задания, нередко прогуливают уроки. Объяснений этому феномену может быть несколько. Потеря интереса к учебе часто связана с невозможностью усвоить школьную программу. Именно в средних классах пробелы в знаниях учащихся становятся настолько явными, что уже не дают возможности двигаться вперед – сказывается недостаточность базовых знаний.

 

Светлана ГЕРМАН

 

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here