15 ноября в Вене прошел семинар по теме «Новый шелковый путь – конфронтация или кооперация для сверхдержав». Его организатором выступило Австрийско-белорусское общество при поддержке посольства Республики Беларусь в Австрии.

Мероприятие открыл профессор Питер Бахмайер, глава  общества. Он поприветствовал участников семинара и отметил важность темы для обсуждения.

Первым выступал сотрудник Института Шиллера Александр Хартманн. Тема выступления: «Новый Шелковый путь – новая парадигма для глобальной кооперации». По мнению докладчика, проект Нового Шелкового пути, или, как его называют в Китае, «Один пояс – один путь» способен улучшить жизнь 70 % населения планеты (4,4 миллиарда человек). Инициатива Си Цзиньпина развивается очень быстро. Ее бюджет грандиозен и составляет 21 триллион долларов, проект затронет 65 стран. Он состоит из одного морского пути и шести экономических поясов.

Проект нацелен на кооперацию, а не на конфронтацию. Китай известен тем, что уже очень много сделал полезного по всему миру. В частности, в Африке долгое время обычной практикой было прокладывать только одну серьезную железную дорогу в каждой стране – от рудников к портам, куда американские или европейские владельцы доставляли добытые полезные ископаемые для последующей перевозки на продажу. В отличие от бывших колониалистов Китай начал строить в Африке железные дороги, приносящие пользу местному населению. Железная дорога Аддис-Абеба – Джибути связала Эфиопию со своими соседями, а ее строительство создало 25 тысяч рабочих мест. А железная дорога в Кении принесла стране 30 тысяч рабочих мест.

Китай строит современные железные дороги и в Европе: проекты  Будапешт – Белград, Белград – Скопье – Афины оказывают позитивное влияние на Балканы.

Запад не хочет развития незападных стран. Его позиция по сотрудничеству с ними геополитическая. К примеру, результатом реформ Джеффри Сакса стало уничтожение двух третьих российской экономики. В отличие от Запада Китай стремится к общей выгоде, его устремления неагрессивны. Проведенные в стране реформы вытащили из бедности 700 миллионов китайцев – это лучший в мире рекорд по защите прав человека. К 2020 году Китай хочет полностью искоренить нищету внутри страны, к 2050 году построить полностью гармоничную нацию.

В своем выступлении я оценивал проект «Один пояс – один путь» с точки зрения трендов глобализации. Резкий рост товарооборота в результате процессов глобализации объективно требует создания более современных маги-стралей, поэтому проект Китая идет в ногу со временем. Также глобализация подстегивает техническое развитие, появились технологии скоростных железных дорог, резко сокращающие время в пути для перевозки товаров. Поскольку КНР является обладателем самых современных технологий в этой сфере и уже много лет эксплуатирует самую протяженную сеть скоростной железной дороги в мире, естественно его стремление использовать свой опыт на территории десятков других стран мира. Новые скоростные возможности перевозки товаров смогут бросить вызов самым дешевым маршрутам современности – по морю. К примеру, из Китая в Европу контейнер по морю может идти до пяти-шести недель. Более дорогой маршрут по имеющейся железной дороге занимает 15-16 дней. Если удастся в рамках проекта «Один пояс – один путь» проложить скоростную железную дорогу, товары смогут проходить это расстояние по суше за полтора-два дня. А это уже отвечает другому тренду глобализации – все более ожесточенной конкуренции между производителями товаров. Жизненный цикл товаров сокращается, и для получения прибыли очень важно первым выложить их на полки магазинов. Кто успевает первым, снимает сливки с рынка. Такие скорости перевозок, которые станут возможны при реализации нового проекта, сделают китайские товары успешными на рынках Европы, а европейские – на рынках Азии. Будет также немалый выигрыш и для стран, нуждающихся в новых путях для подвоза сырья и комплектующих. В частности, несомненно, выиграет от реализации китайской инициативы Беларусь, приобретающая много товаров в этих категориях. Наша страна уже в выигрыше от все более пристального интереса Китая к сухопутным путям перевозки товаров, идущих через нашу территорию. Так, за 2016 год удвоилось количество контейнеров между Китаем и ЕС, идущих транзитом через нашу территорию. Это очень помогло компенсировать те потери, которые белорусская экономика понесла из-за проблем в товарообороте России и ЕС, возникших из-за взаимных санкций.

Проведение семинара продемонстрировало общий интерес научного сообщества Беларуси и Австрии к сотрудничеству с Китаем.

Сергей Кизима, доктор политических наук

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here