21 сентября в Генеральной Ассамблее ООН на 72-й сессии состоялось выступление министра иностранных дел Республики Беларусь Владимира Макея. Тема выступления была очень злободневной: он призвал мировое сообщество сделать ООН действительно эффективной организацией, провести реформу так, чтобы  ООН можно было бы использовать в качестве практического инструмента поиска путей разрешения противоречий и споров между государствами-членами без насилия и войны.

Как отметил министр, в прошлом году Президент Республики Беларусь выступил с инициативой проведения нового переговорного процесса по аналогии с Хельсинкским, который стартовал в 1973 году. Мир был встревожен множеством негатива на момент начала переговоров. Вовсю шла гонка ядерных вооружений. США и СССР накопили столько ядерного оружия, что при его помощи можно было бы уничтожить человечество несколько раз, но продолжали делать новые ядерные ракеты и бомбы. Постоянные кризисы  в отношениях между Москвой и Вашингтоном заставляли мир вздрагивать: договорятся ли на этот раз могущественные противники или человечество будет уничтожено? Десятки миллионов людей по всей планете, объединившихся в движения за мир, требовали от своих правительств конкретных действий по пересмотру мировой политической системы на более надежных принципах взаимодействия главных игроков между собой.  Момент для переговоров был выбран очень удачно – США потерпели сокрушительное поражение во Вьетнаме, авторитет власти был подорван, внутреннее недовольство тем, что зря погибли пятьдесят тысяч американцев, требовало от правительства совершения каких-либо позитивных действий, чтобы наладить отношения с общественностью. СССР был также заинтересован в переговорах. Победа во Второй мировой войне хотя и далась огромной кровью и жертвами, тем не менее принесла СССР огромное влияние в мире, включая контроль над Восточной и Центральной Европой. Необходимо было закрепить сложившееся в 1945 году положение вещей, которое так не нравилось Западу, юридически. Хельсинкский процесс призывал к перестройке европейской системы международных отношений на принципах, обеспечивающих мир, безопасность и сотрудничество между сложившимися блоками государств – капиталистическим и социалистическим. Главным действием стало принятие Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 г. В нем приняли участие руководители 33 европейских государств, а также США и Канады. Конечно, нельзя сказать, что после Хельсинкских договоренностей холодная война окончилась и мир стал полностью безопасным. Нет, но степень напряженности между главными противостоящими сторонами значительно снизилась. В рамках Хельсинкского процесса также возникла новая важная организация –  Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (сейчас известна как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. –Прим.авт.).

Ныне, как абсолютно правильно отметил министр иностранных дел Беларуси, мир охвачен глобальной политической нестабильностью, которая стала результатом войн, конфликтов, терроризма, ксенофобии и других факторов, порождает ощущение нарастающего хаоса и безнадежности. Ее главной причиной является то, что мир радикально изменился после краха СССР, но никто не поставил точку в последнем эпохальном конфликте – холодной войне. По ее итогам не был принят мирный договор, как это всегда происходило с окончанием всех предыдущих эпохальных войн. Мир в результате остался без общепризнанных рамок дальнейшего поведения.

Более того, отмечу, что налицо и новый виток в развитии холодной войны после событий 2014 года. Россия и Запад активно применяют друг против друга санкции, выходят в противодействии друг другу за поля Европы, как это происходило и во времена СССР, о чем свидетельствуют события в Сирии. Положить конец новому изданию холодной войны для нашей страны жизненно необходимо, потому что Беларусь в результате противостояния оказалась на линии огня между враждующими лагерями. Нам не хочется, чтобы могущественные силы рассматривали нас как плацдарм или сферу влияния, мы хотим быть безопасной и спокойной землей для нашего населения и потомков, где возможно и необходимо процветание и сотрудничество.

Насколько необходим старт процесса новых договоренностей для урегулирования возникших противоречий и создания новых принципов по обеспечению гарантированного мира в Европе, настолько он и проблематичен. Иллюзий у Минска нет: потенциал враждующих сторон очень сильно отличается в пользу Запада, что заставляет последнего не спешить за стол переговоров.  Но есть надежда, что активно продвигаемая Беларусью идея взаимодействия и сопряжения региональных процессов («интеграция интеграций») и инициатива Китайской Народной Республики «Один Пояс, Один Путь» помогут сторонам прийти к разумным компромиссам.

Сергей Кизима, доктор политических наук

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here