Накануне Дня машиностроителя, который традиционно отмечается в последнее воскресенье сентября, мы хотим рассказать о людях, которые стоят за каждым инженерным решением, чертежом и математическим расчетом. Их вклад в развитие предприятия, добросовестный труд оценен на самом высоком уровне: Президент страны Александр Лукашенко вручил накануне профессионального праздника награды.

Орденом Отечества III степени награжден генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» Петр Пархомчик, медалями «За трудовые заслуги» награждены руководящие работники автозавода. С некоторыми из них мы встретились в рабочих кабинетах.

Первый заместитель генерального конструктора – главный конструктор по карьерной технике управления главного конструктора Леонид Трухнов:

 – В 1986 году закончил БПИ. С тех пор и работаю на автозаводе, сначала – в бюро отгрузочной документации, потом начальником этого бюро, позже перешел в бюро спецтранспорта, потом возглавил его. С 2003 года – заместитель главного конструктора, а с 2013 – главный конструктор.

Управление занимается проектированием конструкций новых самосвалов, модернизацией и улучшением существующих моделей, разработкой документации на них. Главная наша задача – обеспечение бесперебойного производства карьерных самосвалов, удовлетворяющих потребителей. Безусловно, наша гордость – 450-тонник, над которым мы работали и продолжаем работать. Нам удалось оказаться впереди всех в этом направлении. Самосвал принципиально отличается от классического, а потому в процессе создания машины решали самые различные задачи. Например, чтобы поднять грузоподъемность пришлось поставить восемь шин – по четыре на каждую ось (у классического самосвала на передней оси установлено две шины – по одной с каждой стороны из-за того, что она управляемая). Поставили вторую шину на сторону, поворачивать, как в классическом варианте, не получается – шины проскальзывают, вызывая дополнительный износ. Нужно было искать решение, как обеспечить поворот. Выход нашли – были применены опорно-поворотные устройства, которые выдерживают большие нагрузки и позволяют поворачиваться мостам целиком. Хочу отметить, что машина создавалась не на пустом месте. В 90-м году мы сделали на шинах 57 дюймов 250-тонник, в то время, как «классика» была – 180 тонн. Мы и тогда были впереди. По результатам тех испытаний мы приняли смелое решение и создали 450-тонник. Это абсолютно другая машина, иной принцип построения. Используя опыт четырех поколений конструкторов БЕЛАЗа, применили лучшие достижения металлургии и машиностроения всего мира и построили, как «Наутилус» у Жюль Верна, самый необычный и мощный карьерный самосвал. Сегодня мы выпускаем карьерные самосвалы от 30 до 450 тонн. Это самая большая линейка машин, производимых в мире. Последняя ниша, которую мы закрываем –  это самосвал грузоподъемностью 290 тонн.

В планах создание техники с использованием экологических видов топлива (газа и электричества), аккумуляторов и накопителей энергии, роботизация производства в карьерах (для этого уже делается автомобиль, который сможет работать автономно).

…Дирижабли были огромными и уже не могли летать по воздуху эффективно. Тогда человек придумал самолет. Я думаю, со временем и самосвалы трансформируются во что-то более компактное и эффективное. Люди придумают.

Заместитель главного конструктора – начальник отдела испытаний и эксплуатации управления главного конструктора Леонид Семенов:

– Я закончил Могилевский машиностроительный институт и шел по распределению первым. У меня спросили: «Поедете в Жодино?» А я даже не знал, где этот город находится. Услышал, как секретарь сказал, что выпускники «боятся от мамки оторваться». И эта фраза определила мое решение: я дал согласие работать на автомобильном заводе. Это был 1984 год. Пришел работать инженером-конструктором, потом инженером –  конструктором-испытателем. Начиная с 1985 года, участвовал в испытаниях  180-тонника в условиях Якутии. Минус 50 градусов, находились в командировке по сорок суток. Как сейчас помню: нам выдали белые тулупы, валенки, и мы там дежурили.

Вся моя жизнь – БЕЛАЗ. Когда ты чувствуешь ответственность за свое дело, тогда все получается. Но один в поле не воин. Когда работает команда единомышленников, тогда будет и результат. Так что моя награда – это заслуга всего коллектива, который трудился над созданием супермашины.

Мы решали общие задачи – создание новой техники, в данном случае карьерного самосвала с самой большой грузоподъемностью в мире.

Откуда идея? От потребителя. Это требование времени, требование рынка: возить больше с меньшими затратами.

Появятся технические возможности, пойдем дальше. Сегодня мы пока ограничены шинами и мощностью двигателя. Сейчас проверяем ресурс работы всех узлов. Задача – создание роботизированных самосвалов. В  экспериментальном цеху заканчиваем составление опытного образца, на базе нашей лаборатории начнем испытание самосвала без водителя. На такую машину уже есть конкретный  заказ, она будет работать в конкретном разрезе в Сибири, в суровых условиях.

Начальник бюро управления главного конструктора научно-технического центра Александр Насковец:

 – Как сегодня помню день моего трудоустройства на автозавод. Это было 23 февраля 1996 года. Мне был 21 год, я еще учился в политехнической академии (ныне – БНТУ). Год отработал слесарем механосборочных работ, после чего перешел в отдел главного конструктора техником-конструктором, потом была должность инженера-конструктора, начальника бюро. Всегда занимался компоновкой карьерных самосвалов, начинал с таких машин, как БЕЛАЗ-7516, 75127. На данный момент их не выпускают, это были опытные образцы. Потом занимался компоновкой карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 тонн с гидромеханической трансмиссией, дальше был 90-тонник с электромеханической трансмиссией. Затем мне поручили очень серьезный проект – БЕЛАЗ-75710, наш 450-тонник. Работа компоновщика – это ведение проекта с нуля до полного его воплощения в жизнь, включая согласование всех характеристик, систем и узлов. По сути дела – это руководство проектом. В нашем бюро десять человек и они все являются руководителями проекта, даже те, кто только что пришел на завод, сразу впрягаются в работу. И они справляются с поставленными задачами. А опыта набираются в процессе работы, как и я в свое время, будучи самым молодым специалистом в отделе. 450-тонный карьерный самосвал – мое детище, над которым я работал днем и ночью. В моих личных планах – защита диссертации. Тема: «Обоснование параметров карьерного самосвала для работы на повышенных до 160 промиль уклонов». Работа уже на финишной прямой. Что касается рабочих планов, то это –  создание новых самосвалов. Чтобы опять удивлять мир! И не только грузоподъемностью, но и какими-то техническими решениями. Например, создание электровоза, который будет работать на аккумуляторных батареях. За этим будущее. Tesla уже сделал такую машину. Почему бы и БЕЛАЗу это не сделать? Тем более что мысли есть, наработки тоже имеются. Не знаю точно когда, но и у нас она появится.

Начальник цеха программных станков Евгений Кашевский:

 – 16 сентября исполнилось ровно 43 года, как я пришел на БЕЛАЗ.  Начинал учеником токаря в цехе мелких серий, потом был токарем, мастером, начальником бюро техконтроля, заместителем начальника инструментального цеха. Вот уже 14 лет как начальник цеха программных станков. Хотя был все-таки один перерыв в моей карьере – призывался в армию. И вернулся на родной завод. Закончил машиностроительный факультет БНТУ.

Кроме выполнения производственных задач, все годы коллектив цеха программных станков трудится и над реализацией инвестиционного проекта по развитию мощностей карьерных самосвалов 90-450 тонн. Цех оснащен новым современным оборудованием для обработки больших сложных деталей, что позволило нам провести механическую обработку большинства крупногабаритных деталей для 450-тонника: шасси, опрокидывающее и поворотное устройства, мотор-колеса и так далее.

Наши планы тесно связаны с другими подразделениями автозавода. Иными словами, что конструкторы придумают, то мы и воплотим в жизнь. Чертежи превращаются у нас в детали и узлы. В нашем цеху производится финишная обработка корпусных деталей большегрузных самосвалов.

В мае следующего года цех отметит 40-летие. У нас немало людей, которые работают здесь с момента его основания – 1978 года. И очень важно, что костяк нашего подразделения составляют опытные, знающие специалисты, передающие свой опыт молодежи, которая приходит на предприятие. Наша кузница кадров – колледж и лицей. Молодежь проходит практику, получает первую специальность и остается на заводе.

В коллективе трудится 275 человек. Мастера, заместители – все «выросли» здесь. Профессионалы всегда в цене, на них можно возложить любую, самую ответственную работу. Горжусь, что руковожу таким коллективом!

Беседовала Лилия АЛЕХНОВИЧ

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here