Москва в последние годы усиливает свои действия против тех стран, которые находятся на границе с Россией, но жестко выступают против нее. Основная масса российских грузов уже переведена с портов Балтии на обслуживание в порты России, оставшиеся планируется перевести в ближайшие годы.  Теперь уже речь пошла о грузах, которые идут в страны, резко критикующие Россию, с территории стран-союзников.

Основной страной, которая важна для России в этом аспекте, является Беларусь. Наша страна является крупным экспортером и находится в особенно уязвимом положении для воздействия на нее с целью перевода грузов на обслуживание в российские порты – многие экспортируемые товары сделаны из российских ресурсов в силу отсутствия своих собственных.

Казалось бы, сейчас самое удачное время для действий Минска с единых позиций с Москвой против Вильнюса – президент Литвы Даля Грибаускайте откровенно критикует Беларусь за строительство АЭС, которую позиционирует как зловещий проект Москвы не только против Литвы, а против всего ЕС.  Несмотря на то, что это не более чем злословие, оно все же наносит ущерб попыткам Минска улучшить свой имидж в глазах всего мира. Но грузы, сделанные из российского сырья на территории Беларуси, как шли, так и идут на экспорт через литовские порты. Та же ситуация с калийными удобрениями, которые Беларусь производит на своей сырьевой базе. В результате Минск является важнейшим клиентом для литовской железнодорожной компании Lietuvos gelezinkeliai. Между Литвой и Беларусью в 2016 году было перевезено 17,37 миллиона тонн грузов (36 % от общего количества грузоперевозок в стране). В 2016 году, по сравнению с 2015-м, грузопоток между Беларусью и Литвой увеличился на 5,9 %.

Не у всех в России есть правильное понимание, почему Беларусь поступает таким образом. Одной из доминирующих версий является попытка упрекнуть Минск в сотрудничестве с врагами Москвы. Но для Минска главными являются другие факторы. Прежде всего, порты Литвы и Латвии представляют собой кратчайшие направления с точки зрения экспортных потоков, позволяя экономить значимые ресурсы. Даже после первого предложения РЖД в октябре 2016 года о 25-процентной скидке по перевозке бензина, дизельного топлива и мазута в направлении припортовых станций на северо-западе России, экономическая выгода продолжала превалировать при перевозках в порты на территории Литвы и Латвии. Следующее сделанное предложение РЖД о 50-процентной скидке на перевозки подтвердило этот факт, сделав логистику чуть более экономически приемлемой, но все еще не учло более важного для Минска фактора, который является доминирующим, по сравнению с экономикой. Белорусскому руководству важно осуществлять транзит грузов через территорию Литвы и Латвии, поскольку еще в 1990-х годах Александр Лукашенко взял курс на добрососедство. Десятки тысяч граждан Литвы и Латвии при сценарии, по которому эти страны утратят белорусские грузоперевозки, потеряют рабочие места, а это не отвечает нашему пониманию добрососедства. В свою очередь, добросовестное отношение белорусов к соседским обязанностям ценят те политики и бизнесмены в Литве и Латвии, которые придерживаются той же точки зрения в отношении нашей страны.

Не менее важны Вильнюс и Рига и в качестве источников информации о Беларуси для Запада. В ЕС есть привычка доверять сбор важнейшей информации о соседях Евросоюза тем членам, которые с ними граничат. Поссоришься с Литвой и Латвией, и в Брюссель хлынет поток чистого негатива, имеющего мало общего с реальностью, но на его основе огромный ЕС будет принимать важные решения в отношении Минска, от которых будет зависеть развитие всей белорусской экономики.

Значимость Беларуси для развития литовской экономики успел подтвердить и литовский премьер-министр Саулюс Сквернялис. Обеспокоенный заявлением президента России Владимира Путина о необходимости увязать поставки нефти на белорусские НПЗ с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию, он сделал заявления, которые откровенно направлены против Дали Грибаускайте и ее союзников по критике Беларуси на почве АЭС. Сквернялис заявил, что «политика Литвы должна быть активна в том плане, чтобы белорусские грузы и дальше направлялись посредством литовских железных дорог в Клайпедский порт. Мы должны утвердить это и политически, чтобы не ухудшилась ситуация». А ведь премьер-министр в Литве конституционно намного более значимая фигура, чем президент. Это то, чего ждал Александр Лукашенко: экономические интересы в конце концов возьмут вверх над истерикой по поводу атомного проекта Минска. А с учетом того, что Даля Грибаускайте не будет участвовать в следующих президентских выборах, здравый смысл должен скоро возобладать.

Сергей Кизима, доктор политических наук

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here