Уж что-что, а проблемы общественного транспорта жители Жодино, хоть и не специалисты в этой отрасли, видят невооруженным глазом. То автобус раньше или позже уехал, то по графику не пришел, то сломался, то вообще на линию не вышел. В результате зачастую пассажиры простаивают на остановках, теряют время, опаздывают на работу, учебу, на прием к врачу,  не успевают вовремя вернуться домой, забрать детей из садика…

Износ подвижного состава городского автопарка составляет 83 %. Неудивительно, что нареканий на пассажирские перевозки стало чуть ли не больше, чем на извечного «лидера» по обращениям граждан – ЖКХ. Срывы рейсов, недостаточно развитая маршрутная сеть, невыполнение отдельных экономических показателей, нехватка водителей, значительное снижение доходов от грузоперевозок… Хотя среди 16 автопарков Минской области наш – на шестом месте. На предприятии работает 160 человек, причем в жодинском автопарке самый  незначительный руководящий аппарат – всего 13 человек– и довольно высокая заработная плата. К примеру, у водителей она в среднем составляет от 700 до 800 рублей.

Вместе с тем, положение настолько настораживающее, что стало предметом внеочередного заседания исполнительного комитета, на котором детально анализировали экономическую ситуацию на предприятии, а главное, решали, как наладить работу.

Особую озабоченность председатель горисполкома Юрий Шарый высказал по поводу  значительно «просевших» показателей по грузоперевозкам. Ведь раньше именно эти доходы позволяли автопарку крепко держаться на плаву и даже покрывали убытки от нерентабельных пассажирских перевозок. Сейчас же ситуация изменилась: в структуре доходов 80 процентов приходится на долю пассажирских перевозок, а всего 20 – на грузовые. И это, как не раз подчеркивал председатель горисполкома, при том, что рядом – под Борисовом – идет строительство крупнейшего предприятия и весь транспорт должен быть задействован там. 

В автопарке 21 грузовой автомобиль. Но опять же одна из проблем  – износ транспорта. Так, машин со сроком эксплуатации до трех лет нет. 15 единиц (а это более 70 процентов), срок эксплуатации которых составляет от трех  до восьми лет, шесть машин в работе уже почти десять лет.

С одной стороны понятно, что в «карете прошлого» далеко не уедешь и с такими автобусами да грузовиками работать бесперебойно, да еще и прибыльно довольно сложно. Поэтому и собрались все заинтересованные службы – сообща решать те вопросы, которые в одиночку предприятию не осилить.

Однако проблема не только в машинах, но и в людях. Точнее сказать, в значительных промахах в руководстве предприятием, недоработках в  развитии маршрутной сети, активному продвижению своих услуг.

К примеру, в городе давно и успешно работают крупные торговые сети, но почему-то все они обслуживаются частными грузоперевозчиками. Даже постоянный клиент – хлебозавод – в последнее время не слишком  стремится воспользоваться услугами автопарка. Причины – частые поломки транспорта, срывы рейсов. Понятно, что в такой ситуации предприятия ищут более надежных партнеров. Упустил автопарк и такую нишу, как экскурсионные перевозки школьников. Но опять же здесь все упирается как в стоимость услуг (частники, понятное дело, имеют возможность предложить более низкие цены), так и в надежность перевозок. 

А поэтому один из основных вопросов – обновление подвижного состава. Ведь уже три года автопарк не пополнялся новой техникой, и только в начале этого был приобретен МАЗ-103.  В этом году запланировано приобретение еще шести едениц техники из них четыре – автобусы средней вместимости на 25 посадочных мест.

Не менее важное направление работы – развитие и оптимизация маршрутной сети. В прошлом году городские автобусы стали ходить в 8-й микрорайон. И оказалось, что это очень востребованный маршрут. Вместе с тем, есть и такие,  где пассажиропоток низкий, особенно в дневное время, и есть смысл уменьшать количество дневных рейсов, а также выпускать на линии автобусы небольшой вместимости. Только такой гибкий подход по всем направлениям позволит снизить издержки и поднять работу предприятия на должный уровень.

Тянет автопарк вниз и достаточно солидная дебиторская задолженность. Но в суде сейчас находятся всего два дела по взысканию долгов. Работу надо активизировать, а с каждым предприятием, отказывающимся оплачивать уже оказанные услуги, разбираться в суде.

Пока же самыми прибыльными были и остаются  рейсы по маршруту Жодино – Минск. Но и здесь нужно не только не сдавать позиций, но и еще больше заходить на этот рынок. И еще: почему бы, не дожидаясь пока подсуетятся борисовские перевозчики, самим не открыть рейс по маршруту Жодино – Борисов? Почему не забрать у частников зеленоборский маршрут, а также не проводить работу по внедрению современных технологий, например, установить электронные табло с расписанием? – эти и другие вопросы вполне справедливо задавал Юрий Шарый руководству предприятия. Ведь общественный транспорт – значимая часть городской жизни. И от его работы зависит комфортное проживание людей. Потому и помощь городских властей будет всесторонней, но и контроль за выполнением поставленных задач останется строгим и постоянным, и к рассмотрению этого вопроса исполком возвратится еще не раз.

Ольга ВЛАДИМИРОВА

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Здравствуйте. Я учитель. Часто организовываю экскурсионные поездки. Стараюсь пользоваться услугами автопарка, так как стоимость их услуг ниже чем у частников. Автопарк никогда не подводил. Одна проблема — большие автобусы. Порой, трудно набрать необходимое количество детей. Хорошо бы иметь автобус на 30-37 мест.
    Хочу внести предложение. Рекламировать себя среди учреждений образования.

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here