В Жодино немало памятников и скульптурных композиций. Жители города привыкли к ним и порой даже не задумываются над их внутренним смыслом. А ведь эти художественные произведения несут в себе не только напоминание о значимых событиях в жизни страны и региона, но и память об их создателях. Сотрудники краеведческого музея разработали проект под названием «Вандроўкі творчымі шляхамі: імя майстра і наш горад», чтобы познакомить жодинцев с известными в Беларуси и за рубежом творцами, оставившими след в художественном оформлении нашего города.

Началом его реализации станет рассказ об авторах монументав честь советской матери-патриотки. Как известно, его прообразом стала Анастасия Фоминична Куприянова – мать Героя Советского Союза Петра Куприянова. В этом году исполняется 145 лет со дня ее рождения, поэтому первые три публикации будут посвящены скульпторам, работавшим над этим монументом: Андрею Заспицкому, Ивану Миско, Николаю Рыженкову.

Андрей Михайлович Заспицкий родился на территории Польши, в Мазовце, 16 февраля 1924 года. Отец был известным литографом, делал цветные плакаты. Среднее образование Андрей Заспицкий получил в Варшавской гимназии. В 15 лет, после присо-единения Западной Беларуси к СССР, вместе с родителями переехал в Минск. Занимался лепкой в Доме народного творчества.

Первое произведение молодого художника «Тревога на корабле» сразу попало на выставку. В 1940 году три его произведения – бюст Феликса Дзержинского, «Беженцы» и «Тревога на корабле» экспонировались на выставке «Первой декады белорусского искусства и литературы» в Москве. За бюст Дзержинского, который также показали на выставке «Оборона СССР», художник был награжден Грамотой Верховного Совета БССР. Дом народного творчества направил его в школу юных дарований при Академии художеств в Ленинграде. За год Андрей освоил полный курс и экстерном сдал экзамены. Затем успешно выдержал вступительные испытания в Академию искусств. Но учиться там ему не довелось – началась Великая Отечественная война.

Семья Заспицких была эвакуирована в Мачушанский район Сталинградской области. Андрей вместе со сверстниками работал в поле и в кузнице. В 1942-м году его призвали в армию. Демобилизовался с трудом: не хотели отпускать бойца, красиво рисующего агитационные плакаты.

Только в 1947 году художник вернулся к творчеству. Он приехал в Минск и стажировался с 1948 по 1956 годы в мастерских Академии искусств СССР и у скульптора Алексея Глебова. С этого времени Андрей Заспицкий активно участвовал в республиканских и союзных художественных выставках. Диапазон его творчества был достаточно широк, но главной темой был мужественный и сильный, щедрый душой человек-работник, человек-защитник.

Андрей Заспицкий создал образы поэтессы Алоизы Пашкевич (Тетки) в Острино, композитора Фредерика Шопена, народного белорусского поэта Янки Купалы и фонтан в одноименном парке, образ своего учителя скульптора Алексея Глебова, писателя Максима Горького в одноименном парке Минска, героев войны, а также многие другие скульптуры и барельефы.

Наиболее известные работы автора: монумент в честь советской матери-патриотки в Жодино, монумент в честь освобождения Витебска, памятник Франциску Скорине в Полоцке, памятники Янке Купале и Адаму Мицкевичу в Минске.

Неоднократно скульптор обращался к теме войны – «Партизанские тропы», «Партизан-подрывник», «Партизан отдыхает». Композиция «Присядем перед дорогой» была представлена на выставке «Беларусь социалистическая». К теме прощания матери с сыном мастер возвращался неоднократно.

В очередной раз эта тема была затронута Андреем Михайловичем во время создания монумента в честь советской матери-патриотки. В 1973 году Совет Министров БССР принял постановление о создании памятника к 30-летию Победы. Победителем конкурса на лучший проект стала творческая группа, в состав которой входили архитектор Олег Трофимчук и скульпторы Андрей Заспицкий, Иван Миско, Николай Рыженков.

Авторы осознавали огромную ответственность, ведь Анастасия Куприянова – женщина, ставшая прообразом матери-патриотки, – еще была жива. К тому же к созданию памятника было пристальное внимание со стороны руководства страны. Сам Петр Машеров приезжал в мастерскую Андрея Михайловича, оставив своих охранников за порогом, что бы те нечаянно не разбили какой-нибудь макет.

Во время работы над монументом со скульптором произошел неприятный инцидент: оступившись, он упал с лестницы, однако, все обошлось. По мнению Андрея Михайловича, его тогда спасло тренированное тело.

Открытие памятника 29 августа 1975 года, приуроченное к Международной встрече женщин в Минске, помимо множества высокопоставленных лиц, посетила и Анастасия Фоминична Куприянова. Ее слезы стали подтверждением, что и на этот раз скульптор смог точно передать характеры героев монумента. Авторский коллектив за эту работу был удостоен Государственной премии СССР.

Творчество Андрея Михайловича не раз высоко оценивалось. В 1976 году он стал лауреатом Госпремии БССР, в 1977 – лауреатом Госпремии СССР и заслуженным деятелем искусств Беларуси, в 2010 году награжден орденом Франциска Скорины.

Мы, жодинцы, по праву гордимся тем, что столь известный мастер оставил свой след в нашем городе.

Виктор Овчаренко, научный сотрудник ГУК «Жодинский краеведческий музей»

 

 

image_pdfСоздать PDFimage_printВерсия для печати

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here