Мы продолжаем разговор о современной школе на примере учреждений образования нашего города. В этот раз журналист встретилась с директором СШ № 5 Владимиром  Федоровичем Коваленко, руководителем с 25-летним стажем. В 90-х годах Владимир Федорович возглавил первый в Минской области лицей (ныне СШ № 8), разработал структуру и ввел в учреждении образования профильные классы, в том числе архитектурный, по окончании которого 70 лицеистов стали архитекторами.

– Владимир Федорович, многие родители критично высказываются о нынешней системе среднего образования, вызывает вопросы и школьная программа. Профессор кафедры философии БНТУ Валерий Стражинский публично поставил «неуд» по дисциплине и прилежанию своим студентам и предлагает ввести отдельный предмет по дисциплине. 

– Каждый родитель, учитель, ученый, который занимается вопросами педагогики, имеет право на какие-то свои мысли, предложения.

Вводить новые предметы следует очень осторожно. Надо вдумчиво подойти к тому, как он вписывается в образовательный учебный план, и понимать, что для детей, во-первых, это перегрузка, во-вторых, для каждого предмета нужны квалифицированные(!) кадры: учитель математики не может преподавать, например, этику семейной жизни, мировую художественную культуру или историю религии. И еще. Невозможно все время добавлять предметы: тогда следует отказаться от каких-то других и при этом не разрушить целостное образовательное пространство.

Многие рассматривают школу как просто образовательное учреждение, но оно несет еще одну важнейшую  функцию – воспитательную. Считаю,  что произошла подмена понятий: термин «учебно-воспитательный процесс» ушел в прошлое, его заменил другой – «образовательный процесс». Теперь под образовательным процессом надо понимать и воспитание, и обучение как единое целое. А если «забыть» одно слово в этой цепочке, тогда можно начинать говорить об образовательных услугах. Больница – услуга, Дом быта – услуга, магазин – услуга, иными словами, услуга – товар. Но школа, как и церковь, – два таких института, куда приходят и снимают шляпу.

Лариса Владимировна Семашко, заместитель директора по учебной работе младших классов: «В методическом кабинете начальных классов на флешках, лазерных дисках собраны разработки всех учителей и презентации к урокам. Учителю готовиться к урокам проще, основа есть».
Лариса Владимировна Семашко, заместитель директора по учебной работе младших классов: «В методическом кабинете начальных классов на флешках, лазерных дисках собраны разработки всех учителей и презентации к урокам. Учителю готовиться к урокам проще, основа есть».

По поводу прилежания. На мой взгляд, это не та острая проблема, по поводу которой можно дискуссировать и вводить отметки. Сегодня во многом прилежание учащегося связано с его интересом, желанием и возможностью обучаться, а задача школы – создать для этого условия. А кто в этой цепочке недорабатывает – другой вопрос.

– Вы – за профильное обучение?

– Идея профильного обучения не нова, она правильная,  но все зависит от того, как мы ее будем реализовывать, ведь любую замечательную идею можно испортить непродуманными шагами. Считаю, при введении  новшеств министерским кадрам надо больше советоваться с учителями-практиками на местах.

В годы образовательной реформы в 90-х много было сделано полезного, в том числе введение новых типов учебных заведений – гимназий, лицеев – и профильного обучения (это было желание педагогической общественности снизу). Сегодня мы снова возвращаемся к профильному обучению. Но, как вы понимаете, возврат на тот уровень невозможен: мы потеряли традиции, кадры, методическую базу.

На коррекционные занятия приходят дети, у которых есть дефекты речи, трудности в обучении. Проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с использованием компьютерных программ. В кабинет оборудован всем необходимым для работы. Дефектолог – Елена Владимировна Селицкая.
На коррекционные занятия приходят дети, у которых есть дефекты речи, трудности в обучении. Проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с использованием компьютерных программ.
В кабинет оборудован всем необходимым для работы. Дефектолог – Елена Владимировна Селицкая.

Уверен также в том, что для каждого региона надо вырабатывать свою образовательную модель с учетом концентрации кадров, технического потенциала, ведь у Борисова или Жодино, районного сельского центра своя специфика.

– В Финляндии идет разговор о том, чтобы физику, химию преподавать в старшей школе. Возможно ли у нас такое?

– Вообще, проблема не в названии предмета, а в том материале, который мы даем учащемуся для освоения, и как он это делает. Можно назвать предмет и «Естествознание». Как бы то ни было, взаимопроникновение какого-то материала в предметах существует, и какие-то понятия все равно нужны.  В данном случае можно говорить о процессе серьезной перестройки всего образовательного процесса в стране.

– При каких условиях, на ваш взгляд, образование у нас будет на уровне скандинавских стран, Китая?

– Относительно быстрых результатов мы можем добиться в образовании при решении триединой задачи. Первый момент – это совершенствование и внедрение новых методик преподавания, а также современных информационных технологий. Возможно, мы должны вспомнить старые оправданные методики, но преподнести их на современном уровне. Второй момент – это комплексное решение социальных вопросов педагогических кадров. Я говорю не только о повышении заработной платы, но и о соответствующем статусе учителя в обществе. Только таким образом мы сможем привлечь наиболее способных молодых людей через определенный отрезок времени в педагогические вузы, и в конечном итоге получить наиболее сильный контингент в образовании. Определенные надежды мы возлагаем в этом смысле на пилотный проект по апробации нормативного финансирования учреждений общего среднего образования, который стартует с этого года и в котором участвует Жодино.

Десять классов начальной школы приобрели современный вид, в прошлом году сделан капитальный ремонт. В каждом классе имеется телевизор, во многих есть ноутбуки, принтеры. Учитель высшей категории, руководитель городского методического объединения вторых классов Анжелика Петровна Чумакова проводит урок.
Десять классов начальной школы приобрели современный вид, в прошлом году сделан капитальный ремонт. В каждом классе имеется телевизор, во многих есть ноутбуки, принтеры.
Учитель высшей категории, руководитель городского методического объединения вторых классов Анжелика Петровна Чумакова проводит урок.

Третий момент, на который хочется обратить внимание, это совершенствование управления в образовании. Если, допустим, по первым двум позициям делаются определенные шаги, то в структуре вертикали все, как было, так ничего и не изменилось. Борьба с дебюрократизацией управленческого аппарата, бумаготворчеством идет ежегодно, но видимых сдвигов нет. Самое печальное, что методические органы сегодня не дают той отдачи, которой ждут учителя. Что имею в виду: это методические вопросы в процессе обучения учащегося (хотелось бы более научной подпитки) и что, немаловажно, ответить на вопросы воспитания. Кроме традиционных рекомендаций мы не получаем новых знаний о текущих моментах. Таким образом, учитель и школа остается наедине с этими процессами. Контрольные, карательные функции в отношении школы со стороны контролирующих органов усиливаются, а вот глубоко изучить и предложить современные технологии решений этих проблем – этого нет.

– Сейчас многие предлагают вернуться к программам старой, советской школы. Будет ли лучше?

– Я бы так категорически вопрос не ставил. Мы – это мы, а наши дети – другие. Это извечная проблема отцов и детей. Когда родители, бабушки вспоминают молодость, у них и небо было светлее, и солнце ярче, и здоровье лучше… Сегодня спроси у ребенка: «В школе было весело?» – ответит: «Весело!» или «Друзья у тебя хорошие?» – в ответ услышите: «Хорошие!». И свои воспоминания он пронесет через всю жизнь, а мы, взрослые, говорим, что сегодня дети не такие. Правильно, они – другие. Они живут в другой информационной среде, в другом обществе, другом социальном укладе. И то, что было хорошо для нас, не обязательно должно быть хорошо для наших детей. Хотя мы должны иметь в виду нравственные аспекты развития человека, и вот тут-то, на мой взгляд, старого не бывает. И если мы хотим называться людьми, обществом, незыблемых вещей, традиций  мы просто обязаны придерживаться и передавать их своим детям.

– Пять лет назад вы пришли в школу с музыкально-хоровым уклоном. В 2013 году все статусы со школ были сняты. Удалось ли сохранить коллектив музыкальной направленности?

– Все хорошее надо не разрушать, а преумножать, что мы и делаем. Коллектив ведет большую работу по пропаганде музыкального искусства, активно участвует в культурной жизни не только города, но и области, республики. В настоящее время из 1 025 учащихся школы 300 посещают факультативные занятия музыкальной направленности, где осваивают игру на фортепиано, скрипке, баяне, аккордеоне, цимбалах, духовых и ударных инструментах. При этом изучают предметы музыкально-теоретического цикла: сольфеджио, музыкальную литературу и мировую художественную культуру. Одним из приоритетов учебно-творческой деятельности являются коллективные формы музицирования: хор, оркестр, ансамбль.

Участников августовской педагогической конференции встречает образцовый духовой оркестр.
Участников августовской педагогической конференции встречает образцовый духовой оркестр.

Факультативные занятия музыкальной направленности с 2014 года организованы частично на платной основе, что, считаю, оправданно: одно индивидуальное занятие обходится государству в 120 000 рублей, а родители учащихся, которые посещают в комплексе все уроки, платят 60 тысяч в месяц. Это небольшие деньги, но такой подход очень дисциплинирует и школьников, и родителей.

Отмечу также,  что в последние четыре года на прослушивание приходят 75-80 детей, а зачисляются в первые классы с изучением факультативных занятий музыкальной направленности только 48 человек.

– Визитной карточкой вашего учреждения образования является образцовый духовой оркестр. Сколько человек входит в его состав?

– Я бы сказал визитной карточкой не только школы, но и города. В республике оркестра, подобного нашему, нет. В 1999 году оркестр защитил звание «Образцовый», и каждые три года успешно подтверждает это почетное звание.

Чтобы играть в нашем духовом оркестре, надо пройти определенную подготовку, которая длится несколько лет, начиная с первого класса. В настоящее время в состав его входят 35 учащихся шестых-девятых классов. В программе звучат произведения русской, советской, зарубежной классики, оригинальная музыка для оркестра, переложения и обработка белорусских народных песен и танцев, эстрадная музыка.

Руководит образцовым духовым оркестром учитель высшей квалификационной категории Владимир Мельников. В прошлом году Владимир Петрович принят в Белорусский Союз музыкальных деятелей, а оркестр номинирован на премию специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

– На чествовании победителей областной олимпиады по трудовому обучению зрители с особым усердием аплодировали вашему инструментальному ансамблю «Рондо».

– «Рондо» создавался в 2012 году. Сначала это был однородный фортепианный ансамбль, потом попробовали смешанный: кларнет-фортепиано, фортепиано-синтезатор. Убедившись в неизменном успехе на выступлениях, было принято решение расширить состав ансамбля до современного вида. Руководит ансамблем учитель высшей категории Эмилия Ермилова. Кстати, в 2016 году школа, отдел образования, спорта и туризма горисполкома ходатайствуют о присуждении коллективу звания «Образцовый».

Особого внимания заслуживает и образцовый хор «Рябинка», основанный в 1991 году под руководством хормейстера Натальи Адкиной. С 2012 года руководит им Галина Калинникова, в 2014 году ставшая «Лучшим работником образования». 23 января хор привез из Солигорска, где проходил областной конкурс хоровых коллективов, очередную награду – диплом II степени. А коллектив ансамбля народных инструментов «Калейдоскоп» неоднократно становился лауреатом музыкальных конкурсов и активным участником городских и областных мероприятий.

– Среди преподавателей основных учебных дисциплин вашей школы немало профессионалов, и не только в музыке коллектив достигает высоких результатов.

– Первые победы есть и в этом учебном году: дипломом III степени в областном конкурсе работ исследовательского характера в секции «Математика» отмечена работа учащейся 10 класса Александры Авдеевой (руководитель – учитель высшей квалификационной категории Ольга Овсейчик), дипломом III степени в третьем этапе республиканской олимпиады по математике награжден восьмиклассник Артем Волоско (руководитель – учитель высшей квалификационной категории Светлана Луц).

Длительное время работают в школе и передают опыт молодым педагогам учителя французского языка Лидия Елисеевна Титоренко, Людмила Сергеевна Сколубович, учитель математики Наталья Федоровна Войтова, учитель информатики Галина  Петровна Якушева, учитель истории и обществоведения Елена Петровна Старовойтова, учитель химии Лариса Григорьевна Короленок, учитель трудового обучения Надежда Павловна Романович и другие.

Библиотека СШ № 5 признана лучшей по итогам прошлого года среди городских учреждений образования. Библиотекарь Светлана Свейко обслуживает в среднем по 100 учащихся в день. Пользуется успехом детская художественная литература, причем детские книги не покупают, а дарят. В течение последних нескольких лет в школе проводится акция «Подари книгу библиотеке», а ранее выпускники дарили энциклопедии.

– Много литературы дарят родители, за такие щедрые подарки мы очень благодарны им.

В нашей школе дети – читающие. По своему опыту скажу, самый нечитающий возраст – 11-12 лет, но это не говорит о том, что дети эти вообще не читают, а о том, что они увлекаются всем: записываются в различные кружки, начинают искать себя. К восьмому классу они снова возвращаются.

У нас создана прекрасная медиатека, где собрана коллекция аудиозаписей произведений, большое количество развивающих дисков по предметам, разработок разных информационных республиканских центров.

Светлана ГЕРМАН

 

 

 

 

 

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here