Президент Беларуси Александр Лукашенко не единожды обращался к вопросу подготовки нормативно-правового акта об усилении ответственности, требовательности к руководящим кадрам. «Исполнительская дисциплина у нас находится на крайне низком уровне — притом по всем статьям и на всех этажах власти», — заявил глава государства 2 декабря на совещании по проекту декрета «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». «Дважды у меня на столе находился проект документа по этому вопросу, и дважды мы отклоняли его. В последний раз мы видели: да, с руководящих кадров мы требуем, и мы должны требовать в этих условиях. Но также мы констатировали: прежде чем требовать с руководителя, ему надо, четко очертив его права, добавить власти», — сказал Александр Лукашенко. Президент потребовал объективной оценки представленного документа и предостерег: «Не дай Бог, мы породим какую-то новую инструкцию с перечнем статей, штрафов». Александр Лукашенко поручил доработать проект с учетом озвученных на совещании предложений. 15 декабря соответствующий документ был подписан.

Лукашенко подписал декрет об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций

Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 декабря подписал декрет №5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

Документ направлен на искоренение бесхозяйственности, укрепление производственно-технологической, трудовой и исполнительской дисциплины, а также пресечение фактов трудоустройства недобросовестных руководителей на новую руководящую должность.

Так, на руководителей организаций государственной и частной форм собственности декретом возлагается персональная ответственность за обеспечение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, надлежащее содержание зданий, помещений и оборудования, соблюдение условий труда работников.

В Беларуси наряду с усилением требовательности к руководителям им предоставят дополнительные права по отношению к подчиненным. На это обратил внимание Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 декабря на совещании по проекту декрета "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций".
В Беларуси наряду с усилением требовательности к руководителям им предоставят дополнительные права по отношению к подчиненным. На это обратил внимание Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 декабря на совещании по проекту декрета «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

При несоблюдении требований руководитель будет привлекаться к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Данные дополнительные критерии оценки работы руководителя будут учитываться при его аттестации и при принятии решения о продлении с ним контракта.

Одновременно с установлением ответственности руководителей предусматривается наделение их дополнительными правами, позволяющими обеспечить надлежащую производственную и трудовую дисциплину, оперативную реализацию принимаемых управленческих решений.

В частности, руководители организаций получат право изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив работника не менее чем за 7 календарных дней (в настоящее время установлен месячный срок предупреждения).

Уменьшение срока предупреждения позволит более оперативно изменять условия труда работников (например, режим рабочего времени или систему оплаты труда), а значит более быстро реагировать на изменение конъюнктурных и внешних факторов.

Руководитель сможет применять к работникам, нарушившим дисциплину, в качестве самостоятельной меры дисциплинарного взыскания депремирование на срок до двенадцати месяцев (по действующим правилам мерами дисциплинарного взыскания являются замечание, выговор и увольнение).

Введение материального вида дисциплинарного взыскания позволит более гибко реагировать на допущенные работником нарушения, повысить трудовую дисциплину и будет являться более действенной мерой дисциплинарного воздействия, чем выговор и замечание. Применяться депремирование будет в отношении уже назначенных премий.

Также руководитель организации сможет незамедлительно отстранять работников от работы в случае совершения ими дисциплинарных проступков, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба. Эта мера позволит оперативно пресечь любое нарушение дисциплины и, следовательно, не оплачивать период, в течение которого работник был отстранен от работы.

Руководитель получит право увольнять работников, допустивших нарушение дисциплины, повлекшее причинение организации ущерба в размере, превышающем три среднемесячные заработные платы по республике (с одновременным уведомлением профсоюза).

Введение этого основания увольнения позволит повысить дисциплину труда и бережное отношение работников к вверенным средствам производства. Размер причиненного ущерба, который будет являться основанием для увольнения, достаточно высокий и сегодня составляет порядка Br19 млн. Возможность увольнения работника по этому основанию является правом руководителя, а не его обязанностью.

Кроме того, руководитель организации сможет удерживать из заработной платы работника в счет возмещения ущерба, причиненного по вине работника, до трех его среднемесячных зарплат без подачи иска в суд (в настоящее время наниматель вправе удерживать ущерб в размере одной среднемесячной зарплаты). Это предоставит нанимателю более гибкий инструментарий возмещения убытков от нанесенного работником вреда, сэкономит временные и финансовые издержки. При этом за работником сохраняется право обжаловать принятое нанимателем решение в судебном порядке.

Руководитель вправе будет устанавливать работнику, не допускающему нарушений дисциплины, дополнительные выплаты стимулирующего характера без ограничения их размера за счет прибыли.

В декрете закрепляется перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения, в соответствии с которыми трудовые договоры (контракты) могут быть расторгнуты руководителем до истечения срока их действия. Перечень является исчерпывающим и включает все существующие в законодательстве основания увольнения, связанные с ненадлежащим выполнением трудовых обязанностей.

За сокрытие дискредитирующего основания увольнения работника (например, увольнение «по соглашению сторон» работника, устроившего пьянку на рабочем месте) руководители будут привлекаться к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Документом также вводятся запреты и ограничения при назначении на руководящие должности лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам.

В частности, устанавливается запрет назначения на должности, включенные в кадровые реестры главы государства, правительства, облисполкомов (Мингорисполкома), районных, городских исполкомов, местных администраций районов в городах, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в течение пяти лет со дня такого увольнения.

Назначение таких лиц (в течение пяти лет после увольнения по дискредитирующим обстоятельствам) на иные руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности будет осуществляться с согласия районного, городского исполкома, местной администрации. Такое согласование будет осуществляться на основании информации о кандидате, в том числе представления мотивированного ходатайства организации и прилагаемых к нему характеристик с предыдущих мест работы за последние пять лет.

За нарушение предусмотренного декретом порядка назначения на руководящие должности, отказ в выдаче или нарушение сроков выдачи характеристик руководители будут привлекаться к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. При этом лицо, назначенное на должность с нарушением требований декрета, будет подлежать безусловному увольнению в связи с нарушением установленных правил приема на работу.

Вводимые документом требования будут распространяться на работников и руководителей как государственных, так и частных организаций.

Декрет вступает в силу с 1 января 2015 года.

Декрет №5 содержит баланс интересов и ответственности руководителей и работников организаций

«Этот документ — своего рода баланс интересов, баланс ответственности руководителей и работников организаций. Это жесткий документ, но он соответствует духу и требованиям времени и послужит тому, чтобы и руководители, и работники собрались, сконцентрировались. То непростое время, которое наступает в мире (фактически, мы уже живем в этой ситуации), мы должны пройти с минимальными, если вдруг сложится такая ситуация, потерями или с максимальным эффектом, который может быть предоставлен нам возможностями рынка», — заявил журналистам глава Администрации Президента Беларуси Андрей Кобяков.

Документ прежде всего направлен на повышение эффективности хозяйствования, обеспечение надлежащих условий труда в организациях как государственной, так частной форм собственности, повышение качества продукции и в целом на повышение конкурентоспособности белорусской экономики.

Андрей Кобяков обратил внимание на стремительные изменения, которые происходят в мире, в частности, в ближайших странах — экономических партнерах Беларуси. «Это изменение ситуации требует соответствующей адекватной реакции со стороны республиканских органов власти. Поэтому Президент принял решение о том, чтобы в максимальной степени задействовать тот ресурс, который прежде всего находится в распоряжении у нас в стране. Это дисциплина и порядок, — заявил Андрей Кобяков. — Кто бы ни ерничал и ни говорил о том, что это не самые главные позиции в рыночной экономике, но я еще раз хочу подчеркнуть (и глава государства постоянно об этом говорит), что, к сожалению, наша страна не настолько богата, чтобы какие-то проблемные вопросы решать путем двух или трех качков нефти».

Глава Администрации Президента Беларуси Андрей Кобяков
Глава Администрации Президента Беларуси Андрей Кобяков

«Поэтому выход из непростой экономической ситуации, складывающейся на внешних рынках, — прежде всего в наведении порядка и дисциплины на каждом рабочем месте», — отметил Кобяков.

Одной из основных новаций декрета является четкий запрет на «пересаживание из кресла в кресло» руководящих работников, которые провалили дело на порученном им рабочем месте.

Документом наряду с повышением требований к руководителям предоставляются и более широкие права в отношении подчиненных работников. При этом соответствующие нормы в том числе взяты из законодательств других государств, которые принято относить к числу рыночных экономик.

«Руководитель наделяется возможностями по более существенному и глубокому управлению коллективами, чтобы адекватно реагировать на складывающуюся рыночную ситуацию в том или ином месте», — сказал глава Администрации Президента.

«Но есть и «пряник» в виде возможности дополнительных выплат стимулирующего характера без ограничения их размера за счет прибыли предприятия, оставшейся после уплаты налогов. По усмотрению руководителя можно выплатить любую заработную плату, которую он посчитает необходимой и соответствующей трудовому вкладу того или иного работника организации, которой он руководит», — заметил Андрей Кобяков.

Кроме того, значительно повышается роль местных исполнительных органов власти. «Для организаций, в том числе частных, прописано требование, что если руководитель местного исполнительного органа власти потребовал принятия мер и наказания виновных, то они обязаны это делать. Это прописано в качестве основания для реагирования», — рассказал глава Администрации Президента Беларуси.

Что касается трудовых прав работников, Андрей Кобяков подчеркнул, что никакого поражения в правах нет, и все нормы Трудового кодекса, социальные гарантии продолжают действовать. Вместе с тем немного жестче прописаны некоторые нюансы с точки зрения повышения управляемости.

Министр труда и соцзащиты Беларуси Марианна Щеткина.
Министр труда и соцзащиты Беларуси Марианна Щеткина.

Декрет №5 направлен на обеспечение высокого КПД предприятий и работников

Об этом заявила журналистам министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина, комментируя подписанный Президентом документ.

В текущем году 124 тыс. работников привлечены к дисциплинарной ответственности, 43 тыс. — уволены за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины (из них 4 тыс. — за нахождение на рабочем месте в нетрезвом виде). На производстве в нынешнем году погибли 145 человек (18% — по вине самого работника, 42% — по вине должностных лиц, в остальных случаях есть вина и руководителей, и работников).

«Цель декрета — обеспечить эффективное хозяйствование через исполнительскую, трудовую, производственную, технологическую дисциплину, — отметила министр. — Положения декрета касаются организаций всех форм собственности — и государственной, и частной».

«В соответствии с декретом персональная ответственность возлагается на руководителей организаций за то, чтобы обеспечивалась на должном уровне производственно-технологическая, исполнительская и трудовая дисциплина, чтобы здания, сооружения, помещения и оборудование были в безопасном для работника состоянии, чтобы в полной мере соблюдались условия труда на рабочих местах. Эти критерии являются основными для оценки работы руководителя. Они используются при аттестации, рассматриваются при перезаключении контракта, — подчеркнула Марианна Щеткина. — Если эти требования не выполняются, то руководитель будет привлекаться к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения». Это достаточно жесткий подход, считает министр, однако он абсолютно оправдан.

Говоря о праве руководителя увольнять работников, причинивших организации ущерб в размере свыше трех среднемесячных заработных плат по республике, министр акцентировала внимание на том, что это право, а не обязанность руководителя. Конкретное решение принимает он сам в зависимости от той ситуации, которая сложилась на предприятии и в организации.

Все нормы декрета №5 направлены на то, чтобы каждый человек на своем рабочем месте честно и добросовестно исполнял функциональные обязанности, резюмировала Марианна Щеткина.

МНЕНИЯ

Марат Жилинский, ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь:

«Декрет направлен на совершенствование управления той или иной системой — организацией, предприятием, учреждением и, если говорить по-простому, он определяет правила игры. В какой-то степени руководители должны отталкиваться от определенного круга обязанностей подчиненных, а подчиненные, соответственно, должны знать, что у них есть определенный круг обязанностей, которому необходимо следовать».

 

 

 

 

Александр Ивановский, первый проректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь:

«Этот документ призван более четко прописать обязанности и права как руководителей, так и подчиненных, повысить их уровень ответственности. При этом упор делается на руководителя как на ключевое звено, так как именно он самый требовательный и чувствительный элемент в этой цепочке. Он должен оперативно реагировать на любые изменения, видеть ресурсные ограничения, принимать стратегически важные решения. В современном мире, в условиях перемен, не должно быть расхлябанности, неисполнительности, затягивания с выполнением принимаемых решений».

 

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here