С нового учебного года в школьных буфетах Беларуси ввели дополнительные ограничения на торговлю фастфудом: из столовых почти исчезли смаженки, пиццы и сосиски в тесте. Министерство здравоохранения ограничило продажу таких продуктов в учреждениях образования до двух раз в неделю, ведь здоровье детей во многом зависит от качества питания. Каков должен быть рацион школьника? Все ли учащиеся обеспечены горячим питанием? К каким заболеваниям может привести неправильное и нерегулярное питание? Эти и другие вопросы были заданы самым разным специалистам, отвечающим в нашем городе за организацию школьного питания.

 

О том, как прошла обкатка новшеств, корреспонденту «ЖН» рассказала директор ГУП «Жодинский комбинат общественного питания» Жанна Ли:

– Специалистами предприятия разработано примерное двухнедельное перспективное меню с учетом сезонности, физиологических потребностей школьников разных возрастов согласно санитарным нормам и правилам.

В примерных двухнедельных рационах учащихся, получающих 2-5-разовое питание, такие пищевые продукты, как молоко и кисломолочные напитки, масло растительное и коровье, сахар, мясо (птица), хлеб, крупа, овощи, свежие фрукты или соки (нектары), необходимо использовать ежедневно, другие (рыба, яйца, сыр, творог, сметана) – 2-3 раза в неделю. Колбасы и сосиски используются только высшего и первого сорта и не более двух раз в неделю. Также в рационе диетические яйца, нежирное мясо (говядина первой категории, свинина мясная, цыплята-бройлеры), кондитерские изделия, богатые пектином. Для приготовления блюд используется только йодированная соль. В рацион питания не включаются одноименные блюда в течение двух дней подряд, а также продукты с острым вкусом (горчица, хрен, перец красный и черный). И никакого уксуса – только лимонная кислота. Вместо острых приправ – вкусовые: петрушка, сельдерей, укроп, лук, чеснок, корица, ванилин. Из жиров – сливочные и растительные масла. Преобладают такие способы кулинарной обработки, как варение, тушение, запекание, приготовление на пару. Ежедневно проводится С-витаминизация готовой пищи.

– Что включают в себя рационы питания учащихся?

– На завтрак – закуска (салат), горячее блюдо, напиток; обед – закуска (салат), суп, горячее блюдо, сладкое блюдо или сок; полдник – напиток, выпечка, фрукты; ужин – закуска (салат), горячее блюдо, напиток. Для составления дневного рациона предусмотрено питание за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также за счет средств родителей или иных законных представителей.

– Предусмотрено ли диетическое питание?

– Для отдельных учащихся в соответствии с заключением врача-педиатра (врача общей практики) организуем лечебное (диетическое) питание.

– Есть в буфете или столовой – каждый решает сам. Что предлагает буфет? 

– Цель буфета – дополнительное питание к горячему. Буфет предлагает ребенку полезные продукты, чтобы восполнить дефицит макро- и микроэлементов, витаминов и полезных веществ. Поэтому в ассортименте, в соответствии с санитарными правилами, всегда в наличии соки с содержанием соковых веществ не менее 50%. Также в наличии молочные и кисломолочные продукты, обогащенные микроэлементами, салаты из свежих овощей, фрукты, гематоген и другое. И только на последнем месте всякие сладости. Вредные продукты: кока-кола, чипсы, соленые сухарики и так далее – полностью отсутствуют.

– Обеспечены ли школьные столовые специальным оборудованием и кадрами?

– Для выполнения технологического процесса и обеспечения хранения сырья и товаров на предприятиях есть   торгово-технологическое оборудование. Проблем с кадрама также нет: штат  укомплектован квалифицированными специалистами (с высшим, среднеспециальным образованием), поварами не ниже 3-4 разряда.

– Что бы вы пожелали родителям и детям?

– Очень важно, чтобы родители и дети понимали, что школьное питание – это залог здоровья, важное условие для поддержания способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания способствует всему этому. И помните: растущему организму требуется четырехразовое питание.

Об организации школьного питания рассказывает начальник отдела образования, спорта и туризма Ирина Дуванова:

– Школьное питание  организовано для учащихся 1-4 классов начальных, базовых, средних школ, гимназий, лицеев, учебно-педагогических комплексов (кроме учащихся первых классов, которые обучаются на базе дошкольных учреждений), а также учащихся 5-11 классов. Учащиеся 1-4 классов получают бесплатное питание в размере 10700 рублей (+ доплата родителей 3800 рублей). Также бесплатное питание предоставляется детям 5-11 классов из малообеспеченных и многодетных семей (всего 344 учащихся) по возрастным категориям: с 11 до 13 лет – на сумму 12200 рублей +2300 рублей, с 14 до 17 лет – 12900 рублей+2300. Остальные учащиеся 5-11 классов питаются за счет средств родителей. Для всех организовано горячее питание и дополнительное обслуживание через кафе, буфеты и столы саморасчета, где предлагается 2-3 варианта обеда. Мы должны не только обеспечить детей полноценным качественным горячим питанием, но и сформировать у них культуру питания и навыки самообслуживания.

– Что подразумевает система контроля за питанием школьников? Отслеживается ли калорийность и сбалансированность продуктов?

– Система контроля – многоступенчатая. Две комиссии созданы в школе, чтобы отслеживать работу пищеблока. Каждая работает по своему плану и выполняет разные функции. Прежде всего, это бракеражная комиссия. В ее обязанности входит контроль за закладкой сырой продукции и выходом готовых блюд, за условиями хранения полученных продуктов, их реализацией согласно срокам. Второй комиссией является совет по питанию, в который  в обязательном порядке входят родители учащихся. В задачи данной комиссии входит выявление причин неполного питания всех учащихся, пропаганда здорового образа жизни, работа технологического оборудования и его исправность и многие другие вопросы. К тому же процесс строго контролируется специалистами комбината общественного питания и ГЦГЭ. По результатам контроля принимаются соответствующие меры реагирования.

Свою оценку качества горячего питания школьников в учреждениях образования нашего города дает врач-гигиенист отделения детей и подростков ГЦГЭ Галина Гордейчик:

– Для начала хочу сказать, что наличие самой системы горячего питания в школах – это не пережиток прошлого, а сохранение доброй и полезной традиции. Ведь многие родители сегодня утверждают, что этот вид питания устарел, необходимы буфеты. Мол, что ребенок захотел, пусть то и съест. Если ребенку дать волю в выборе продуктов питания, то он может выбрать все, что угодно, только не полезную еду.  Ребенка необходимо учить правильно питаться с детства.

– Любят ли наши дети есть в школьных столовых? Этот вопрос как-то изучается?

– В результате работы, проведенной с родителями и педагогами в 2013 году, горячим питанием было охвачено 92% школьников. Многое зависит от родителей. И то, как ребенок питается дома, к каким продуктам привык, – сразу становится видно в столовой. У младших школьников (с 1 по 4 класс), имеющих бесплатное питание, проблем меньше, они едят с удовольствием. Учащиеся средних классов, еще не осознают важность здорового питания, могут потратить деньги на что-нибудь вкусненькое. Старшеклассники из-за загруженности хотят есть нормальную, здоровую еду.

Свои советы родителям дает врач по здоровому образу жизни центра гигиены и эпидемиологии Марина Ковальчук:

– Питание ребенка должно быть адекватно его деятельности. Ребенку, занимающемуся спортом, нужно более усиленное питание, чем ребенку-лежебоке. На обед должно приходиться до 35% суточной калорийности, на завтрак и ужин – до 25%. Не следует ужинать после 19.30.

– Каким продуктам стоит отдать предпочтение в меню школьника?

– Питание должно быть разнообразным. Блюда из мяса, рыбы, яиц надо использовать в первую половину дня, а молочно-растительные – на ужин. На долю белков животного происхождения в рационе должно приходиться не менее 60%. Потребностям растущего детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, в связи с чем молоко и молочные продукты рассматривают как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока (кефира и др.) – 500 мл. Рационально употреблять мясо (птицу) 2-3 раза в неделю, чередуя его с рыбой. Важным дополнением белковой части рациона школьника являются бобовые и орехи. Лучшими источниками углеводов в питании школьников являются фрукты, овощи и каши. В целом школьник должен употреблять не менее 400 г овощей и фруктов в день.

– Что положить школьнику в портфель? Уместно ли это с точки зрения гигиены питания?

– Приносить в школу «ссобойки» школьникам не запрещается, например, фрукты, бутерброды с твердым сыром, сливочным маслом. Однако никакая «ссобойка» не заменит горячее питание.

Учите детей правильно питаться! Все основы закладываются в семье.

 Лилия АЛЕХНОВИЧ

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here