Город – это не дороги, улицы и дома, а люди, которые в нем живут. «Гордость нашего города» – такое название носит новая Доска славы, что установлена в сквере на улице Сырокваша. На ней представлены Герои Советского Союза и Социалистического труда, Почетные граждане города, одним словом, жодинцы и те, кому Жодино стал родным и близким, чьи имена прославили наш город далеко за его пределами.

Иван Романович Сидорович был директором Белорусского автозавода с 1961 по 1972 год. Родился он 6 июля 1927 года в деревне Красное Пружанского района Брестской области. Указанная территория до 1939 года находилась в составе Польши, в сентябре 1939 года была освобождена Красной Армией и вошла в состав Советской Белоруссии. С первых дней Великой Отечественной войны территорию оккупировали войска фашистской Германии.

На праздновании Дня машиностроителя, 2012 год.

17 июля 1942 года деревня Красное была окружена гитлеровскими карателями. За связь с партизанами, обеспечение их продовольствием, одеждой, медикаментами и всем необходимым фашисты расстреляли 244 человека, а деревню полностью сожгли. Оставшихся жителей, среди которых был и Иван Сидорович, вывезли в концлагерь города Белостока, где он проработал до освобождения (июль 1944) Белостока Красной Армией. Добровольцем вступил в Красную Армию и был направлен на фронт стрелком-радистом в 22-й танковый полк 3-го Украинского фронта. Дошел до Вены, служил в Румынии, Югославии, потом в Свердловске, Владивостоке. В 1951 году демобилизовался из армии.

Окончил Белорусский политехнический институт, Московский институт управления народным хозяйством Государственного комитета по науке и технике, имеет ученую степень кандидата технических наук.

Трудовой путь начал на Минском автозаводе токарем, затем работал контролером, контрольным мастером, инженером-технологом.

Митинг коллектива завода во время вручения золотой медали Лейпцигской ярмарки самосвалу БелАЗ-540. На переднем плане Сидорович И.Р. 1965 год.

На Белорусском автозаводе начал работать с первых дней его основания – вначале начальником цеха главного конвейера, затем начальником отдела технического контроля. В 1961 году назначен директором Белорусского автозавода. Под его руководством было освоено производство карьерных самосвалов  БелАЗ грузоподъемностью 27 тонн принципиально новой конструкции по технико-экономическим и эксплуатационным показателям, стоящим на уровне лучших образцов большегрузных автомобилей.

За успешную работу по созданию конструкций и организацию производства новых машин в 1966 году завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. 27- и 40-тонные самосвалы дважды (в 1965 и 1968 гг.) удостаивались золотых медалей международных ярмарок в Лейпциге и Пловдиве. Впервые в отечественном автомобилестроении самосвалу БелАЗ-540А и его модификациям в 1967 году присвоен Государственный Знак качества.

Во время руководства Ивана Романовича на заводе внедрена система перечисления всей суммы заработной платы рабочих и служащих во вклады в сберегательные кассы, внедрены и усовершенствованы новочеркасская система непрерывного оперативно-производственного планирования, саратовская система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее отделу технического контроля с первого предъявления, разработана и внедрена новая система нормирования технологических операций изготовления деталей при освоении новой продукции, а также введена система хозрасчета внутризаводских звеньев.

В 1968 году в числе одиннадцати автозаводцев за создание унифицированных большегрузных автомобилей для открытых разработок полезных ископаемых и освоение их серийного производства Иван Романович Сидорович удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

После вручения второго ордена Трудового Красного Знамени. 1976 год.

Каждый автозаводец трудился в меру своих сил и возможностей, многие награждены государственными наградами, грамотами, удостоены почетных званий.

Вместе с людьми работал, накапливая опыт, и Иван Романович. Его плодотворный труд стал достойным вкладом в развитие БелАЗа.

Завод и теперь в условиях рыночной экономики не утратил былых позиций, является гордостью республики, совершенствует выпускаемую карьерную технику, разрабатывает новую, развивает рынки сбыта.

С 1972 по 1989 год работал в Москве на руководящих должностях в Министерстве автомобильной промышленности СССР, постоянно представительстве СССР в Совете Экономической Взаимопомощи, аппарате Совета Министров СССР.

Работая в Москве, Иван Романович всегда интересовался делами БелАЗа, по возможности оказывал помощь.На любом участке работы, который ему поручали на протяжении всего трудового пути, он проявлял себя умелым руководителем и организатором, снискал авторитет и уважение людей.

Награжден орденом Ленина, Великой Отечественной войны II степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, четырьмя юбилейными медалями, Почетной Грамотой Верховного Совета БССР, избирался депутатом Верховного Совета СССР и БССР.

Имеет почетное звание «Ветеран автомобильной промышленности», также ему присвоено звание «Почетный гражданин города Жодино».

Александр Лещеня

 

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here