Пьяных водителей, несмотря на огромные штрафы, лишение прав и риск оказаться за решеткой, на улицах нашего города меньше не становится.

По информации ОГАИ Жодинского ГОВД, еженедельно за управление транспортом «подшофе» составляется по пять протоколов. В этом году их уже 91 (6 повторно). А в 2012-м за подобное правонарушение к административной ответственности было привлечено 204 водителя. Из них почти каждый десятый сел за руль навеселе второй раз за год. И это только те, кого госавтоинспекторы задержали.

От штрафа до тюрьмы

На протяжении последних лет МВД и Генпрокуратура не раз поднимали вопрос об ужесточении наказания за вождение в состоянии опьянения. По их инициативе с 1 марта 2007 года вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, согласно которому все разбирательства с водителями, задержанными в нетрезвом виде, стали проводиться в судебном порядке (до того этим занималась ГАИ). Кроме того, наряду с административной была введена еще и уголовная ответственность – в отношении тех,

кого повторно в течение года «застукали» за управлением транспортом «под мухой».

Для таких «рецидивистов» в Уголовном кодексе появилась дополнительная статья и наказание – до двух лет исправительных работ либо до шести месяцев ареста, а также многомиллионный штраф.

С 2008 года постоянно обсуждается вопрос о дополнительной мере воздействия на любителей ездить пьяными за рулем – конфискации автомобилей. Этот вопрос до сих пор остается открытым, а вот попасть в места не столь отдаленные за управление автомобилем в нетрезвом виде уже реальность: наряду с применяемыми наказаниями водителей-«повторников» могут приговорить к ограничению свободы на срок до двух лет и даже лишить свободы на тот же срок.

Когда урок не впрок

По словам инспектора ДПС Жодинской Госавтоинспекции Марии Гончарик, первое наказание за управление в нетрезвом виде некоторых водителей ничему не учит: лишенные прав, они снова садятся за руль и… снова пьяными. Кто-то умудряется за год трижды совершить этот «подвиг». К примеру, в августе 2011 года на улице Московской был задержан  работник частного предприятия «Цынвуд», управлявший автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Штраф и лишение прав на три года – таково наказание за первое подобное нарушение. Соответствующих выводов человек для себя так и не сделал: через месяц он вновь сел за руль «подшофе». На этот раз размер штрафа увеличился до 7 миллионов. Не прошло и полгода, как горожанин вновь взялся за старое: выпил и поехал кататься по городу. Неизвестно, чем бы закончилось это путешествие, если бы горе-водителя не задержал инспектор дорожно-патрульной службы. Интересно, остановит ли его штраф в 35 миллионов и лишение прав почти на четыре с половиной года?

А им все равно?

Почему же водители ездят пьяными? Ведь они знают и о риске, и о наказании, но садятся за руль. По мнению Марии Гончарик, все дело в низкой культуре и воспитании наших граждан. А еще – в надежде на «авось»: прошлый раз, выпив, доехал без проблем и в этот раз пронесет.

К тому же, если человек впервые привлекается к уголовной ответственности за управление в состоянии алкогольного опьянения, наказание назначается не связанное с лишением свободы. Обычно – это лишение права управления и штраф или исправительные работы с лишением прав. Однако и многомиллионные штрафы некоторых ничему не учат. Да и к тому же не все их и выплачивают.

Что делать?

Похоже, жизнь автолюбителей, которые не дружат с дорожной дисциплиной, в ближайшее время значительно усложнится. Парламентарии разрабатывают проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения».

Куда уж ужесточать, скажут некоторые, штрафы высокие, прав лишают, а в отдельных случаях даже сажают в тюрьму… Но если новый закон будет принят, те водители, которые продолжают грешить вождением в нетрезвом виде, могут реально лишиться своего железного коня. Но еще раз уточню, что санкцию по конфискации предлагают применять именно в рамках Уголовного кодекса, то есть за повторное «пьяное вождение». При этом она не будет касаться случаев, когда автомобилем завладели против воли хозяина: речь идет, в том числе, об угонах и самоуправстве.

И это еще не все новшества по ужесточению мер за вождение в пьяном виде. Предлагается увеличить размер штрафа от 50 до 100 базовых величин – от 5 до 10 миллионов рублей. Нынешний максимальный штраф в 3,5 миллиона мало кого останавливает.

Еще планируется, что усилится ответственность за ДТП по вине пьяного водителя – до десяти лет лишения свободы.

Жестко это или чересчур мягко?.. Только по официальной статистике ежегодно в Беларуси задерживают около 55 тысяч нетрезвых водителей. В этом году по их вине произошло более 110 ДТП, в которых погибли 25 человек.

Ольга КЛИМЕНКО

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here