Во все времена, особенно в период экономических кризисов, на прочность проверяются не только различные идеи, модели и подходы, но и те, кто их претворяет в жизнь – управленческие кадры. Насколько руководящие работники наших предприятий готовы к вызовам времени? Каков их образовательный уровень? Эффективно ли работает система подготовки и переподготовки ? По каким принципам формируется наша хозяйственная элита? Сегодня мы рассуждаем об этом.

Искусство руководителя в большинстве своем базируется на старом опыте. Но особенность нового времени в том, что все основано не только на опыте, но и на знаниях. Во времена моего студенчества нам говорили на лекциях, что знания в мире удваиваются каждые пять лет. Сегодня они удваиваются каждые три месяца. Поэтому способность усваивать новое, перерабатывать и воплощать его на практике – главное требование к личности любого руководителя. Да и эффективность работы зависит в основном от человеческого фактора, специалистов, управленцев.

Давно прошли те времена, когда, получив диплом о высшем образовании, люди могли всю жизнь работать, не задумываясь о повышении квалификации. Сегодня законченное высшее – лишь фундамент будущей карьеры, для успешного развития которой необходимо постоянно держать руку на пульсе и повышать свой профессиональный уровень.

Любой специалист через несколько лет после окончания вуза начинает терять часть приобретенных навыков. Чтобы поддерживать свои знания в тонусе, работнику необходимо посвящать изучению последних достижений в своей профессиональной сфере не менее четырех-шести часов в неделю.

Мы привыкли, что нужно получать образование, чтобы стать педагогом, инженером, дизайнером, врачом. Но ведь и руководители всех звеньев, в том числе послы, министры, тоже учатся. И происходит это в стенах Академии управления при Президенте Беларуси. Академия не только ведет подготовку специалистов высшей квалификации в области госуправления, но и имеет в своей структуре подразделения, занимающиеся переподготовкой и повышением квалификации руководящих кадров всех уровней. Проходит этот процесс в рамках Института государственной службы на факультетах переподготовки и повышения квалификации. Ежегодно более семи тысяч чиновников совершенствуют свой профессиональный уровень на этих факультетах. Учебный процесс обеспечивает квалифицированный профессорско-преподавательский состав.

Без сомнения, учить управленцев, высоких чиновников – элиту страны – дело ответственное. Поэтому здесь идет серьезный отбор педагогов. Это ведущие специалисты, в том числе бывшие практики-управленцы. Также привлекают преподавателей – узких специалистов со стороны: из министерств, ведомств, других государственных структур и вузов столицы. В этом я лично убедилась, учась на различных курсах повышения квалификации. Почему так? Потому что на многочисленные сложные вопросы слушателей не ответишь просто, как обычному студенту: «Смотри учебник такой-то, страницу такую-то!» Многие сложнейшие проблемы, стоящие перед реальными управленцами, пока не имеют однозначных решений и требуют глубокого профессионального анализа и выверенных предложений. Часто слушателям нужна консультационная помощь преподавателей-экспертов в рассмотрении управленческой ситуации и поиске конкретных ответов на непростые актуальные вопросы, овладении эффективными алгоритмами поведения в условиях различных вызовов. Кроме этого необходимо получать самую оперативную и глубокую информацию, своевременно использовать ее на практике. Например, главой государства подписан новый указ – его содержание тут же включается в учебный процесс. Но все новое недостаточно знать, важно понимать его суть и направленность, цели, а также представлять, как лучше приступить к реализации этого нового.

Вообще, важны не «корочки», а знания. Время сегодня динамичное, быстроменяющееся. Высшее образование учит четко структурировать стоящие перед тобой цели и задачи, позволяет чувствовать себя уверенней не только в профессиональной, но и в других областях жизни.

Людмила КУРБАНОВА

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here