Вся наша жизнь построена на эмоциях. Благодаря им мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии другого человека. Жизнь, наполненная эмоциями, – необходимость, и больше всего в них нуждаются дети.

Аутизм – неспособность формировать эмоциональные отношения с окружающими – обычно проявляется в течение первых трех лет жизни. «Этих детей легко узнать по взгляду, «погруженному в себя», отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям, – рассказывает Галина Хомченко, врач-психиатр по обслуживанию детского и подросткового населения Жодинской ЦГБ. – Дети, которые не могут найти связь с внешним миром, не хуже и не лучше обычных, они просто другие».

В то время, когда обычные дети начинают узнавать маму, а происходит это обычно в возрасте двух месяцев, ребенок с аутизмом остается безразличным к внешнему миру. Он не пытается установить зрительный контакт, его взгляд направлен, словно сквозь человека. Галина Ивановна рассказала, что, к сожалению, многие стараются не обращать на это внимания, да и врачи не всегда вовремя диагностируют данный синдром, не обращая внимания на очевидные симптомы.

Какие особенности поведения помогают поставить диагноз аутизм в раннем возрасте?

– До года дети-аутисты могут мало отличаться от обычных. Внимательные родители уже через месяц-два после рождения ребенка по плачу могут понять, что он хочет: кушать, играть или испытывает дискомфорт: мокро, скучно. Плач детей-аутистов обычно монотонный и невыразительный. Гуление часто отсутствует, а вместо него дети визжат или кричат. Малыш не смотрит в глаза, менее активен и любознателен, по сравнению с обычным ребенком.

В возрасте одного-двух лет могут появиться первые слова, но ребенок их использует бессмысленно. Ему больше нравится быть одному. Он не проявляет беспокойство, если остается без мамы или близкого родственника. Дети-аутисты обычно не используют игрушки по назначению, любимой игрой может быть складывание игрушек в одну линию.

В два-три года словарный запас отсутствует или очень ограничен, слова часто используются без соответствия их значению.

В три-четыре года ребенок не стремится играть с другими детьми, о себе обычно говорит во втором или в третьем лице, то есть «ты» или «он» (так, как называют его окружающие).

Несмотря на то, что дети-аутисты уже до года отличаются от обычных, диагноз часто ставится только после двух лет, до этого возраста все симптомы объясняются странностями поведения.

– Галина Ивановна, наверняка родители, которые имеют детей-аутистов, часто пытаются найти ответ на вопрос, почему это случилось именно с их ребенком? Можно ли было этого избежать?

– Ответа на этот вопрос нет. Скажу, что аутизмом чаще страдают мальчики. Существует несколько версий возникновения данного синдрома, но ни одна из них полностью не доказана. Считается, что причиной аутизма может быть нарушение развития мозга, хромосомные аномалии или их генные мутации. Расовых различий в распространенности этого синдрома нет. Раньше считалось, что аутизм всегда сочетается со снижением интеллекта, сейчас доказано, что это не так. Среди детей-аутистов примерно 30% имеют интеллект выше среднего, у некоторых могут быть даже выдающиеся способности в различных областях, но есть среди них и люди с умственной отсталостью.

Что же делать? Несколько рекомендаций для родителей.

– Иногда кажется, что аутистам никто не нужен, им комфортно в одиночестве. На самом деле это не так, они нуждаются в обществе, хотят быть понятыми, но просто не знают, как это сделать. Задача родителей и психологов – помочь им найти контакт с внешним миром. Считается, что чем больше времени аутист будет проводить в нормальных, неспециализированных детских учреждениях, тем больше шансов у него адаптироваться в обычном мире.

Несмотря на сложности в обучении, аутистов интересуют три области: математика, живопись и музыка. «Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений. Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером, налоговым инспектором или программистом», – продолжает разговор Галина Хомченко. Некоторые особенности аутисты сохраняют всю жизнь, например, педантично расставляют вещи в своем доме, опасаясь перемен. Стремление к упорядочиванию объединяет аутистов с компьютером. В бездушной машине, общающейся при помощи знаков, многие больные видят единственное близкое существо. Отсюда и способности к программированию.

В нашем городе также есть такие дети – двенадцать с чисто детским аутизмом и шесть с элементами аутизма.

Александра ШТАК

 

При использовании материалов с сайта ссылка на источник www.zhodinonews.by обязательна!

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here