На очередную сессию областные депутаты в этот раз собрались в нашем городе. Прибыло более ста человек. Кроме народных избранников Минщины приехали и заместители председателей райисполкомов по экономике, так как основная тема звучала так: «О состоянии дел на промышленных предприятиях города Жодино по привлечению инвестиций, организации импортозамещающего производства, созданию экспортоориентированной продукции и принимаемых мерах по повышению эффективности работы».

Участники сессии на БелАЗе

Сразу отметим, что гостям было что посмотреть, обсудить и, так сказать, перенять опыт. Ведь 14,2 процента областного объема промышленной продукции и 15,3 процента экспорта обеспечивают жодинские предприятия. 6 из 13 промышленных являются инновационно активными.

Отмечая значимость мероприятия, председатель областного Совета депутатов Светлана Герасимович сказала:

– От того, насколько эффективно работает экономика, зависит и положение дел в социальной сфере, стабильность в обществе. Поэтому важно и для нашего депутатского корпуса, в составе которого руководители крупнейших предприятий области, подымать и рассматривать не только социальные проблемы, но и производственные темы. Надо отметить, что активное участие в сессии принимала председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Антонина Морова.

…Вместе с участниками мероприятия мы проехали по маршрутам, узнали их впечатления от увиденного.

 

М.М.Омельянчук, А.П.Морова, С.М.Герасимович с участниками сессии во время посещения стадиона «Торпедо».

Стадион «Торпедо»

Первый маршрут начинался с небольшой экскурсии по внутренним помещениям вновь отстроенной трибуны «Западная». Ничего не скажешь – впечатляет! Объект готов принять в начале сезона болельщиков, футболистов, судей, журналистов – в общем, всех, кто имеет хоть какое-то отношение к  футболу. А когда здесь установят мачты освещения, электронное табло, наш стадион будет пригоден и для проведения серьезных матчей международного уровня.

Заместитель генерального директора Белорусского автозавода Александр Батюк рассказал о развитии социальной сферы на предприятии, а также о ходе строительства объектов физкультуры и спорта. Услышали участники сессии и о результатах, достигнутых спортсменами  в прошлом году. А гордиться было чем, ведь они занимали высокие места в республиканских смотрах-конкурсах. Депутатов интересовало многое. На вопрос, сколько средств затрачено на строительство стадиона, услышали, что с 2009 года инвестиционные вложения составили около 20 миллиардов рублей. А один из сведущих народных избранников спросил о сумме средств, выделенных БелАЗом на перепрофилирование инфекционного корпуса под терапевтический. Ответ был таков: 15 миллиардов безвозмездно и 19 миллиардов – долгосрочный заём. Вот вам и вся экономика завода!

 

Белавтозапчасть

У ворот предприятия делегацию радушно встретил его директор Александр Щурок. Он познакомил гостей с ходом реализации инвестиционного проекта по организации производства холоднотянутой хонингованной трубы и гидроцилиндров. Однако первый вопрос, заданный ему народными избранниками, касался именно социального пакета, который гарантирует это частное предприятие своим работникам. Впрочем, и рассказ об используемом «Белавтозапчастью» оборудовании, его стоимости и возможностях (некоторые были продемонстрированы наглядно) они выслушали с большим интересом. (О работе этого и других посещаемых предприятий газета писала подробно в номере от 29 февраля).

Г.А.Тумилович проводит экскурсию по цехам Кузнечного завода.

Кузнечный завод тяжелых штамповок

Сюда направились участники второго маршрута. Директор Геннадий Тумилович сам провел экскурсию по цехам. По его словам, «прошлый год был самым удачным». Темп роста в сопоставимых ценах к уровню 2010 года составил 139 процентов. В 2011 году отгружено инновационной продукции на 106 117 млн. рублей, а в 2010 только 27 722 млн. рублей. Депутаты с интересом наблюдали за работой кузнецов, особенно поразил их 16-тонный молот в кузнечном цехе и украинская установка плазменной резки «Комета», посредством которой увеличена разрезка деталей за смену в шесть раз. Далее посмотрели цех колес, а затем цех лонжеронов и новейшую линию для окраски. Слышалась такая фраза: «Мы в своих заповедных местах и не знали о таком производстве…»

Далее по ходу движения автобуса председатель горсовета Александр Изофатов рассказал о реализации крупнейшего проекта «Амкодор-Лит» по созданию и развитию литейного производства (на бывших площадях КЗТШ – прим.). Кстати, здесь будет создано не менее 400 новых рабочих мест.

 

БелАЗ

Кульминационным моментом стало посещение Белорусского автозавода. Здесь две трети выпускаемой продукции относится к инновационной. Участники сессии познакомились с работой отдельных подразделений завода, посетили музей и, конечно же, испытательный полигон, где были продемонстрированы образцы выпускаемой предприятием техники.

В минувшем году БелАЗ установил свой рекорд не только по производству, но и по реализации продукции, которой было продано потребителям на сумму более 1 миллиарда долларов. При этом следует отметить, что экспорт составил 96,2 процента от общего объема отгрузки. Но поставки машин выражаются не только в денежном исчислении, но и в той новой технике, которая поступает на рынки России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Здесь, прежде всего, необходимо отметить поставку карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности – от 130 до 360 тонн. Сегодня предприятие уверенно держит второе место в мире по производству самосвалов данной номенклатуры, уступая лишь американской компании Caterpillar.

 

Настоящее и будущее промышленного комплекса города

На пленарном заседании много говорилось о том, что сделано и о перспективах промышленного комплекса города. Приведем несколько цитат из выступления председателя горисполкома Михаила Омельянчука.

 

Борьба за инвестиции

«Инвестиционная политика в городе, как вы заметили сегодня при посещении наших предприятий, направлена на модернизацию существующих и создание новых рабочих мест, внедрение современных технологий и оснащение производств передовым оборудованием. За прошлый год в целом по Жодино освоено инвестиций на сумму 437,6 млрд. рублей, или 127,7% к 2010 году в сопоставимых ценах. Только два предприятия допустили снижение к уровню прошлого года. Привлечение инвестиций в экономику города осуществляется и за счет реализации инвестпроектов в негосударственном секторе экономики. В 2011 году промышленными предприятиями, относящимися к организациям без ведомственной подчиненности, привлечено инвестиций в основной капитал на сумму более 52 млрд. рублей, темп роста почти в два раза превысил уровень 2010 года (196,5%).

Всего из 12 проектов с государственной поддержкой в 2012 году завершится восемь.

Из них наиболее важными являются инвестиционные проекты ОДО «Белавтозапчасть» и ООО «Стройтехмаш».

 

Продукция ООО «Стройтехмаш». Предприятие реализует один из городских инвестпроектов.

Опережающий рост экспорта

«Большая часть производимой в городе промышленной продукции отгружается на экспорт (85,0%). По итогам прошлого года обеспечен опережающий рост экспорта товаров над импортом, темп роста экспорта на 17,4 процентного пункта превысил темп роста импорта. В прошлом году экономика города достигла знаменательного рубежа: объем экспорта превысил 1,0 млрд. долларов США, темп роста к 2010 году составил 149,6%.

Основной результат внешнеэкономической деятельности – положительное сальдо. По итогам 2011 года в целом по городу обеспечено положительное сальдо в объеме 445,1 млн. долларов США с ростом к уровню 2010 года на 79,5%.

Безусловно, одним из приоритетных направлений во внешнеэкономической деятельности  должно стать дальнейшее развитие экспортного потенциала не только ОАО «Белорусский автомобильный завод» и других республиканских предприятий, но и промышленных организаций без ведомственной подчиненности. Тем более что внешнеэкономическое сальдо по данной группе отрицательное, импорт превышает экспорт».

В.Н.Антоник начальник планово-экономического отдела с гордостью говорит о нынешних достижениях завода.

Оптимизация импортозамещения

«Доля импортных сырья, материалов, комплектующих изделий в объеме затрат достаточно высока, в целом по городу она составила около 50,0%, при этом на ОАО «БелАЗ» доля импорта составляет 58,4%, на других промышленных предприятиях от 25,0 до 35,0%.

В целях оптимизации импортных закупок в 2012 году предприятиями города реализуются мероприятия по сокращению импорта и импортозамещению».

 

Перспективы БелАЗа

Ни для кого не секрет, что объем промышленного производства значительно вырос, в основном благодаря работе Белорусского автозавода. Руководство предприятия в самые трудные времена для всех производителей грузовой техники просторов Союзного государства не застать было на своем рабочем месте – «искали рынки сбыта». Результат: в минувшем году  увеличено производство автосамосвалов на 41,2%; наибольший удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной приходится на Белорусский автомобильный завод и составляет 74,6%; поставки продукции на экспорт увеличились в 1,5 раза…

В своем выступлении генеральный директор Белорусского автозавода Петр Пархомчик рассказал о том, что сделано и предстоит сделать. Коснулся и структурных преобразований завода. Сегодня к головному предприятию добавился ряд «проблемных», расположенных в Старых Дорогах, Пинске… Их практически уже «вытянули». Руководство уверено в перспективе дальнейшего развития.

А.В.Щурок показывает депутатам выпускаемую «Белавтозапчастью» продукцию.

Задача сегодня – сохранить и расширить традиционные рынки сбыта, особенно в Австралии, Южной Америке и других. Отличную перспективу видит генеральный директор в Южной Африке. 220-тонные машины уже почти год успешно трудятся на втором в мире по величине железорудном карьере Sishen Iron Mine, где условия эксплуатации не только сложные, но и весьма специфические. Даже в таких условиях, конечно, после определенной технической адаптации БелАЗы уже показали свое превосходство. Естественно, для такой техники двигатели, электрооборудование закупается за границей. Отсюда и достаточно большой процент импорта. И, по мнению Петра Пархомчика, в этом случае достаточно сложно снижать этот самый процент, так как некоторые зарубежные производители комплектующих работают на этом рынке не одно десятилетие и организовывать аналогичное отечественное конкурентоспособное производство не всегда целесообразно.

В процессе общения с депутатским корпусом мы сделали вывод: подобные выездные совещания – одна из действенных форм обмена опытом. И этот опыт приносит наибольшую пользу там, где есть тесное взаимодействие между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Пример тому – Жодино.

 

Мнения

Геннадий Костевич, заместитель председателя по экономике Вилейского райисполкома:

– Я инженер-механик по образованию и знаю не понаслышке, что такое производство. Ваши руководители предприятий на правильном пути, занимаются новыми технологиями, грамотно вкладывают инвестиции в основной капитал, используют новое оборудование. В связи с этим повышается производительность труда, соответственно, растет и заработная плата. Деньги вкладывают в инвестиции. От всего этого поступления в бюджет увеличиваются… БелАЗ и КЗТШ достойно выглядят на уровне республики.

 

Валерий Бушило, генеральный директор ЗАО «Молодечномебель»:

– Хочу сказать, что впечатления вообще от вашего города замечательные. Несмотря на время года, в Жодино как-то уютно, чисто на дорогах, тротуарах. Еще хочу сказать: хорошо, что есть такие частные предприятия, как «Белавтозапчасть». 180 работающих, а то, что делают – впечатляет. На БелАЗе побывал впервые. Раньше только по телевизору видел эти огромные машины. Увиденным обязательно поделюсь с коллегами.

 

Игорь Китиков, директор Вилейского профессионального технического колледжа:

– В октябре прошлого года по обмену опытом я был в ФРГ в городе Дортмунт. Познакомились с работой одного предприятия, технологии там новейшие. Но здесь в нашей маленькой Беларуси – и такое производство!.. Отрадно то, что и мы готовим кадры, в том числе для Белорусского автомобильного. О посещении завода я, конечно, расскажу своим учащимся…

 

Николай  Радоман, председатель СПК «Агрокомбинат Снов»:

– Хочу сказать что и Омельянчук и Пархомчик, выступления которых я слышал на пленарном заседании, хорошие руководители. Ведь посмотрите, прежде чем приступить к разговору, они сказали, что все успехи достигнуты благодаря людям. А мы говорим спасибо Светлане Михайловне за предоставленную возможность знакомства со славным городом Жодино.

Людмила КУРБАНОВА

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here