На днях  редакция получила SMS следующего содержания: «Хотелось бы на страницах вашей газеты прочитать интервью с протоиереем Николаем Тютюнниковым, о его жизни, служении Богу…». Для нас желание читателей – закон. Мы попросили отца Николая ответить на вопросы, с нашей точки зрения, несколько приоткрывающие завесу с его личных взглядов и принципов. Безусловно, священник  никогда не снимает с себя груз возложенной на него нелегкой миссии. Каждая его минута подчинена служению Богу и тем, кого он осеняет крестным знамением, напутствует и благословляет. Однако, думается, ответы на такие вопросы не менее важны для понимания человека, чья деятельность теснейшим образом переплетена с думами, чаяниями и надеждами прихожан и неизменно вызывает большой интерес всего общества. Накануне праздника Крещения Господня  мы беседуем с благочинным Смолевичского церковного округа протоиереем храма иконы Божьей Матери «Избавительница» Николаем Тютюнниковым.


– Сколько лет Вы служите в сане священника, и как всё начиналось?

– Двадцать лет я служу Богу и людям. Не могу сказать, что вопрос выбора жизненного пути передо мной никогда не стоял. Родился и вырос в Украине в обыкновенной рабочей семье, не сильно верующей. Мама всегда хотела видеть меня военнослужащим, и я поступил в училище. Из армии комиссовали по болезни. Всегда вспоминаю своего прадеда, который был глубоко верующим священником, постоянно молился за мое здоровье и за то, чтобы мною был избран тот же путь. Я поступил и окончил Минскую духовную семинарию, затем здесь же академию. По сути дела, к Богу пришел сам. (Рассуждает) Промысел Божий…

– Сложно было поступить в семинарию? Говорят, там конкурс выше, чем на бюджетное отделение столичных вузов.

– Когда я поступал, конкурс был три человека на место. Для светских учебных заведений небольшой, но для духовных – значительный.   Здесь при отборе абитуриентов учитываются не только баллы, полученные на экзаменах. Как я уже говорил, есть Промысел Божий – будешь ты учиться или нет, поступишь или вернешься домой. Все дни экзаменов проходят собеседования с разными людьми – ректором, инспектором, духовником. На основе этих индивидуальных бесед и складывается впечатление о тебе, которое имеет не меньшее значение, чем знание библейской истории и богослужебного устава.

– Отец Николай, в Жодино Вы уже семь лет. Как, по Вашему мнению, изменилась церковная жизнь в нашем городе: какие перемены произошли к лучшему, а о чем можно пожалеть?

– Сразу скажу, жалеть не о чем. Как говорится, «что заслужили, то и получили». Как оценить? Духовная жизнь людей стала более насыщенной. В 90-е люди приходили в церковь на волне духовной свободы: вот я пришел. Сегодня в храм идут осознанно, понимая, для чего человек становится верующим, что надо стремиться к своему спасению и делать благо, добро людям. По сравнению с 2005 годом число прихожан увеличилось вдвое. Сейчас по воскресеньям у нас на богослужении присутствует более 200 человек, в праздники еще больше.

– Есть мнение, что в годы борьбы с Церковью прихожане были более сплочёнными, сама ситуация вынуждала их к этому, а сейчас каждый замкнут на себе, на своей семье. Верно ли это?

– Думаю, тут многое зависит от настоятеля. Приход должен стать вторым домом, большой духовной семьёй, куда входят не только твои дети и церковные близкие, но и братья и сёстры во Христе. Большая радость иметь такой дом, потому что вместе легче преодолевать трудности, сложности. А без этой поддержки человеку трудно даже просто удержаться в храме, в Церкви, такие «одиночки», как правило, уходят. Поэтому лучше всего жить таким вот большим приходским «коллективом», во главе которого стоит священник, духовник. В нашем храме проводятся встречи-беседы с прихожанами, это помогает нам сплачиваться, поэтому не могу сказать, что мы разобщены.

– У Вас очень дружная семья. Расскажите, кто помогает Вам в работе?

– Первый мой помощник – матушка Инна. Она директор воскресной школы, а также уставщик хора. Без нее не обходится ни одно богослужение. Более двадцати лет мы вместе, она понимает все трудности, связанные со службой, во всем меня поддерживает. У нас с ней общие взгляды. В том числе и в воспитании детей. Их у нас трое. Старший сын – студент четвертого курса Минского лингвистического университета. Заочно учится в духовной семинарии. Младшие дочь и сын – учащиеся Гимназии №1.

–Батюшка, Вы бы хотели видеть своих детей в священном сане?

– Выбор останется за ними. Здесь не может быть насильственного подхода. Как я сам принял решение быть священником, так и они  должны решить для себя, кем и какими быть. Но мы с женой воспитываем детей как христиан, как православных людей, причащаемся каждую неделю. Скажу так, если для меня мой труд, служение является смыслом жизни, то, конечно же, хотелось видеть в нем продолжение

– Вы работаете «по расписанию»?

– Судите сами: иногда приходится быть в храме с раннего утра до позднего вечера. А в другой день – более щадящий график, и даже остается немного свободного времени.

– Как удается всё успевать? Есть особые рецепты?

– Безусловно, это опыт долголетнего служения. Божья помощь дает силы, терпение и духовную крепость.

– Бывают ли дни, когда Вы ощущаете удовлетворение от результата своей работы?

– Всё намного проще: есть дни, когда я понимаю, что всю запланированную работу сделал, и сделал неплохо, а бывают дни совсем неудачные. Может, иногда и хотел бы сказать, что всем доволен, но еще есть над чем поработать в административном послушании. Как священник, я еще должен многому учиться. И в первую очередь – у нашего Владыки.

– Скажите, благочинный – это административная должность?

– Каждый благочинный имеет свой приход, тот храм, в котором он служит и в котором является настоятелем. Только прибавляется некая административная работа. Я как бы связующее звено между Епархией и приходами, которых у нас семнадцать. Суть служения благочинного заложена уже в самом слове: благочинный – это тот, кто следит за тем, чтобы «не было бесчиния». Хотя сразу хочу сказать, что у нас никогда не было никаких нареканий на наших священнослужителей.

– Есть ли у Вас какой-либо особый жизненный девиз?

– Служить Богу и людям.

– Отец Николай, как Вы думаете, почему люди так надеются на чудо?

– На чудо надеются те, кому недостает веры. Вера – это труд, порою столь тяжкий, что называется подвигом. В подтверждение приведу слова апостола Иакова о том, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:20). Самое большое чудо всегда перед глазами человека, но его нужно уметь различить в суете мира – это личная встреча с Богом. Вот воистину чудо из чудес, способное преобразовать жизнь одной личности и всего рода человеческого.

Что Вы больше всего цените в человеке?

– Искренность, христианские качества, чтобы христианин был не по названию, а по сути своей.

– Какую человеческую слабость склонны скорее всего простить?

– Господь сказал всем христианам: если вы будете прощать, то и Отец Небесный простит вас. Если Бог прощает огромные наши отступления от его заповеди, то, конечно, всё можно простить, главное понять, почему человек совершил тот или иной поступок.

– Всё простить, даже убийство, насилие?

– Опять-таки: «кто ты такой, что судишь чужого раба». Воля Божья – судить или не судить человека. Если преступил закон, то имеются для этого гражданские институты, есть прокурор, судья.

Многие задаются вопросом: должен ли человек постоянно помнить о смерти?

– Одна из христианских добродетелей – памятование о смерти, о смерти телесной. Но это не должно приводить к отчаянию, безнадежности. Это должно быть светлым чувством для каждого верующего человека, потому что если мы веруем в Господа, Который был распят и в третий день Воскрес, то веруем и в свое воскресенье. В Евангелии от Иоанна есть указание Христа, что воскреснут и добрые и злые люди. Но другой вопрос, куда они попадут – в ад или рай. Каждый христианин помнит, что смерть – это начало новой жизни, вечной жизни. И когда человек это помнит, то всякий раз себя спрашивает: «А нужно ли тебе делать зло, чтобы потом вечно мучиться?».

– Нынешний год объявлен Президентом Республики Беларусь Годом книги. Что, по-Вашему, надо прочесть всем и что читаете Вы?

– Считаю, каждый должен прочесть Книгу книг – Библию. Я люблю читать литературу духовного содержания. Это не значит только чисто религиозные книги. Например, русских и зарубежных классиков. Очень помогает в беседе с прихожанами. Кроме фактов Священного писания необходимо ведь и образное мышление.

Можно ли узнать, как проводите свой отпуск?

– Бывает свободных недели две в году. Приход, семья, всё взаимосвязано и от них не отмахнуться. Есть масса проектов. В прошлом году открыли новый приход в деревне Усяж, закончили строительство воскресной школы, сейчас главное – реставрация храма. У нас есть специальная книга, куда заносим имена всех горожан, жертвующих на это благое дело. Сколько будет продолжаться строительство, столько будем молиться за них.

– Что, на Ваш взгляд, еще предстоит сделать для дальнейшего духовного возрождения нашего города, и что этому более всего мешает?

– Считаю, что самое главное сейчас – просвещение народа. Работать над этим Церковь должна вместе с педагогами, деятелями культуры и науки, всеми заинтересованными людьми, чтобы то, что заложено нами сейчас, прорастало и в будущих поколениях. Необходимо отбросить все предрассудки, всю мнительность, когда в действиях Церкви видят искание каких-то выгод. Церковь служит Богу и ближним, она и создана для того, чтобы спасать людей от греха и смерти. Церкви небезразлично, что происходит в обществе, она не отгораживается ни от каких проблем, а призывает работать вместе.

– На какие стороны церковной жизни Вы обращаете особое внимание?

– Я выезжаю в те места, где нужно посмотреть приходы, их жизнь, пообщаться с настоятелями других приходов и с простыми прихожанами. Есть очень много распоряжений Владыки о создании полнокровной приходской жизни. Хочется, чтобы она была гармоничной: службы упорядочены, храм благоустроен, работала воскресная школа, налажена связь с администрацией…

– Завтра у православных христиан праздник – Крещение Господне. Что Вы хотели бы пожелать всем христианам?

– Праздник установлен в память крещения, принятого Иисусом Христом в водах реки Иордан в возрасте тридцати лет. Еще этот праздник называется Богоявление: то есть Бог явил Себя народу.

Крещение Господне – один из самых почитаемых двунадесятых церковных православных праздников. В этот благословенный день мы стараемся быть добрее друг к другу и своим близким, задумываемся о добре и зле. Ведь, желая счастья и любви ближним своим, мы сами становимся духовно прекраснее и богаче. Мира и добра всем.

– Можно ли делиться крещенской водой, увеличивать ее количество, смешивая ее с обычной?

– И можно, и нужно. Мы, православные, верим, что капля освящает море, а капля крещенской воды – тем более. К тому же нельзя за один день заготовить крещенской воды на целый год, мы просто физически не можем столько ее освятить.

– Но говорят, что крещенскую воду нужно употреблять понемногу, только в крайних случаях, и таким образом хранить ее весь год…

От небрежного хранения, от недолжного отношения, от наших грехов даже такая святыня может испортиться. Поэтому смешивать можно: взять обычную воду, туда налить крещенской крестообразно, и вода становится освященной. Делиться крещенской водой нужно обязательно. Считается, что крещенская вода и антидор заменяет, причастие тяжелобольным людям (в тех ситуациях, когда храма рядом нет и причастить больного нет возможности). Такая сила у этой воды! Святыней нужно наполнять мир. Пьют крещенскую воду только натощак.

– Спасибо за интервью.

Беседовала Людмила КУРБАНОВА

На фото:

Праздник Крещения Господня. Фото из архива.

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here