Гаспадар1Праца ў Жодзінскім Краязнаўчым музеі даволі часта дорыць незабыўныя сустрэчы: хто прыходзіць да нас з цікавай гісторыяй, хто нясе знойдзеныя рарытэты, хто шукае свае карані, а іншы проста загляне і пацікавіцца: што ды як.

Наскоў Андрэй Аляксандравіч прынёс свае вершы. Размова зацягнулася, бо чалавек ён незвычайна цікавы і таленавіты. Журналіст, гісторык – ім падрыхтавана і выдана сем кніг па гісторыі Чукоткі, паэт выдаў тры зборнікі вершаў. Прабягаю вачыма па вершаваных радках і здзіўляюся, адкуль у аўтара, які нарадзіўся і правёў амаль усё жыццё ў горадзе Анадыры на Чукотцы (маці – кітаянка, бацька – рускі), столькі любві, павагі і цеплыні да беларускай зямлі і яе народа?

Адказ быў нечаканы: “Я з дзяцінства выхаваны на станоўчым прыкладзе Асобы,Чалавека, беларуса – Міхаіла Сяргеевіча Мандрыкава”.

…Скупыя радкі энцыклапедычнага даведніка не задаволілі маёй цікаўнасці. Адказ на запыт з Чукотскага Акружнога Музейнага Цэнтра “Наша Спадчына”, які прыйшоў даволі хутка, прапаную чытачам нашай газеты.

«Михаил Сергеевич Мандриков родился в 1888 году в местечке Горы, Горецкой волости, Чаусского уезда, Могилёвской губернии. Его отец –Сергей Иванович Мандриков, мать – Ольга Фёдоровна Мандрикова – по национальности белорусы, по положению – крестьяне. Семья Сергея Ивановича была большая – 8 человек, из них – 5 сыновей, одна дочь. хозяйство было небольшое. Жили бедно.

Михаил с юношеских лет участвует в революционном движении. Занимаясь в Горецком ремесленном училище, вступает в Горецкую социал-демократическую организацию, которая была создана в 1904 году Александром Матвеевичем Салымским. Эта организация просуществовала до середины 1906 года и была ликвидирована охранкой. Салымский был арестован и сослан на каторгу в Сибирь, часть членов организации посажена в тюрьму, часть вынуждена была скрыться. За участие в демонстрации трудящихся Горок, разогнанной полицией с применением оружия, в результате чего были убиты студенты Ерофеев и Бруцер, Мандриков был исключен из училища (1905г.). Однако через несколько месяцев его снова приняли в училище, которое он окончил в 1907 году.Гаспадар

Осенью 1907 года Михаил Мандриков уехал в Петербург, где поступил работать слесарем на вагоноремонтный завод. В 1909 году был призван в российскую армию, служил на флоте сначала в Первом гвардейском флотском экипаже, затем на крейсере «Громовой» матросом, потом – кочегаром, в сентябре 1911 года переведён на крейсер «Олег» подручным машиниста.

Летом 1913 года М.С.Мандриков был демобилизован, работал на Балтийском судостроительном заводе. За участие в уличных демонстрациях арестован, но из-под стражи бежал, нелегально приехал в Горы к отцу и через две-три недели по рекомендации Петербургского и Могилёвского комитетов РСДРП выехал на Дальний Восток. Во Владивостоке жили и работали два его старших брата – Тимофей и Фёдор. Михаил жил отдельно, поступил работать на судоремонтный завод и вместе с рабочим Александром Семёновичем Кузьминым из города Ковно собирает единомышленников с целью создать Владивостокскую социал-демократическую организацию. Для усиления связей и расширения революционной работы среди приморского крестьянства и казачества Мандриков переходит на работу в Приморские кооперативы и вскоре становится председателем правления. Весной 1916 г. М.С.Мандриков, К.А.Суханов, А.С.Кузьмин организационно оформили Владивостокскую организацию РСДРП, все трое были избраны в состав Временного руководящего комитета.

В 1917 году крестьяне Приморской области избрали М.С.Мандрикова в состав Приморского областного Совета крестьянских депутатов и Владивостокского совета рабочих и солдатских депутатов, а в ноябре 1917г. – членом Всероссийского Учредительного Собрания от Приморского округа.

Приехав в Петроград в первых числах января 1918 года, Михаил Мандриков присоединяется к решению ВЦИКа о роспуске Учредительного собрания. С правом решающего голоса участвует в заседании Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, слушает доклады и выступления В.И.Ленина, Я.М.Свердлова и других.

Вернувшись во Владивосток, он порывает всякую связь с левыми эсерами, вступает в РКП(б), работает в Приморских кооперативах как большевик-интернационалист, борется против левых коммунистов за утверждение Брестского мира, на многочисленных собраниях защищает ленинскую линию мира.

Поэтому не случайно, что в первые же часы контрреволюционного переворота во Владивостоке, осуществлённого белочехами, Мандриков был арестован и посажен в концентрационный лагерь. Однако ему вскоре удалось бежать из лагеря и продолжить работать нелегально. В селе Александровском его снова арестовывают и сажают в тюрьму, из которой менее чем через год (летом 1919) он снова бежит.
По заданию Владивостокского комитета партии большевиков вместе с коммунистом – латышом Августом Мартыновичем Берзинем Мандриков направляется на нелегальную работу в Петропавловск-на-Камчатке и далее в Анадырь на Чукотку под именем Сергея Евстафьевича Безрукова. Перед ним была поставлена задача – вместе с коммунистами Петропавловска-на-Камчатке создать в Анадыре на Чукотке большевистскую организацию, подготовить и провести в конце 1918 – начале 1920 года вооружённое свержение колчаковской власти. Выступление планировалось почти одновременно во всех крупных промышленных и административных центрах Дальнего Востока. К середине сентября в Анадыре усилиями С.Е.Безрукова (т.е. М.С.Мандрикова) Анадырская группа РКП(б) была создана. Эта большевистская организация подготовила и 16 декабря 1919 года провела вооружённое свержение власти Колчака в Анадыре. Был избран Анадырский Совет рабочих депутатов, образован его чрезвычайный исполнительный орган – Анадырский революционный комитет – ревком.

М.С.Мандриков был избран председателем Анадырского Совета рабочих депутатов и председателем Анадырского ревкома.

Анадырская группа РКП(б) проработала всего 4,5 месяца (136 суток, из них 91 сутки в условиях нелегальных, 45 – в легальных). Анадырский Совет рабочих депутатов и ревком действовали всего 45 суток. Но за такое короткое время проделана была большая работа по привлечению местного населения к строительству новой жизни, какой в прошлом здесь никогда не было. Коммунисты Анадыря, руководимые М.С.Мандриковым, привлекли на сторону Советской власти практически большинство населения Чукотки. Они создали Советы в Белой, Ерополе, Марково, отстоящих от Анадыря на 300, 600 км. Образовали кочевые Советы у кочевых чукчей по реке Анадырь, Анюй.

Однако, воспользовавшись отъездом значительной части членов Анадырского Совета из Анадыря в Белую и Марково, местные колчаковцы и купцы при поддержке из заграницы организовали заговор и неожиданно напали с оружием в руках на здание Анадырского Совета рабочих депутатов. Коммунисты частью были убиты, частью арестованы и 2 февраля 1920 года расстреляны на льду речки Казачки. Был расстрелян и Михаил Мандриков вместе с другими коммунистами. Так погибла почти всем своим составом Анадырская группа РКП(б).

Но дела Анадырской группы коммунистов живут в памяти и свершениях жителей Чукотки. Имя Мандрикова носят школы, поселок золотоискателей в Билибинском районе. Его именем назван ряд улиц в городах и поселках Чукотки.

В 1921 году в Анадыре был установлен памятный обелиск, в 1956 – памятник, позже сооружен Мемориал в память о тех далеких событиях. Написаны десятки научных книг, романы, пьесы, в которых показана история борьбы за власть советов на Чукотке и  раскрывается жизнь и революционная деятельность М.С.Мандрикова и его товарищей».

З цікавасцю прачытала ліст, дасланы з Музейнага Цэнтра Чукоткі, і падумала аб тым, як наша справа можа адазвацца ў людскіх сэрцах і якая адказнасць ляжыць на тых беларусах, якіх лёс закінуў далёка ад Радзімы. Нават праз дзесяцігоддзі мясцовае насельніцтва чытае кнігу аб цэлым народзе і фарміруе свой светапогляд адносна Беларусі.

Ірына Супрановіч,

дырэктар Жодзінскага краязнаўчага музея.

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here