Почему подростки склонны к нанесению себе порезов, как родителям реагировать на школьную неуспеваемость, как агрессивность помогает в социализации и почему домашние обязанности ребенку только на пользу, рассказывает психолог Жодинского СПЦ Татьяна Коношонок.

 

– В каких семьях подростки более устойчивы к неудачам?

– Чаще всего это семьи, где есть безусловное принятие подростка, а также с очень низким уровнем тревоги. Ребенку нужно чувствовать уверенность в том, что несмотря ни на что, его любят и принимают таким, какой он есть. Именно это формирует уверенность в себе и своих силах. В таких семьях дети получают достаточно свободы для саморазвития, но в это же время не чувствуют себя позабытыми и брошенными, поскольку контроль со стороны родителей существует.

Подростки часто меняют свои увлечения, и лучшая реакция родителей – относиться к таким переменам лояльно, без лишней тревоги. Не стоит манипулировать ребенком: «Если ты меня любишь, то сделай то…», «Если ты хочешь, чтобы мы тебе разрешили, то сделай это…». Такое поведение часто встречается в семьях, где родители стараются максимально привязать ребенка к себе.

В итоге подросток перестает доверять взрослым. Он не чувствует себя свободным в выборе, теряет ощущение, что он самостоятельно выстраивает свою судьбу. Жизнь становится менее интересной для молодого человека, поскольку он знает, что решения в этой жизни принимает не он, а значит, и вкладываться в нее нет смысла.

– Получается, что ребенка почти не нужно контролировать?

– Для подросткового возраста характерны максимализм и излишняя самоуверенность, а также стремление обладать теми же правами, что и взрослые. Часто иллюзорное ощущение своей «взрослости» может слишком далеко завести подростка. Родителям нужно понимать, что контроль важен, но чрезмерные запреты и привязывание к себе могут задержать развитие подростка или даже зафиксировать его на не реализованных в свое время возможностях, которые он может пронести через всю жизнь. Лучше всего, если родительский контроль увлечений и общения подростка со сверстниками будет минимальным, так личностное становление будет более полноценным.

– А что делать, если подростки закрываются от родителей и не говорят о тех неудачах,  которые с ними случаются?

– В первую очередь, я бы посоветовала родителям проследить за своей реакцией на неудачи подростка. Они очень чувствительны к оценкам окружающих, и если видят, что родители очень расстроились, то могут глубоко переживать произошедшее. Взрослым желательно пересмотреть свое отношение и реакцию на возникшие сложности с ребенком. Лучше всего не созывать семейного совета со всеми родственниками: бабушками, тетями и дядями  – и не устраивать строгий допрос: «Скажи, что с тобой случилось?», «Почему молчишь?». Намного лучше в спокойной, неформальной обстановке и даже в шутливой форме поинтересоваться: «Что нового?», «Что тебе сейчас интересно?». Так, с помощью самых простых вопросов без давления можно добиться доверия и в дальнейшем уже вместе разобраться со страхами и тревогами, которые гнетут подростка.

Конечно, порой своими силами справиться не получается. Но, к сожалению, во многих семьях с недоверием относятся к психологической поддержке и поэтому прибегают к помощи лишь в крайних случаях, когда подросток становится уже неконтролируемым. Часто бывает, что инициаторами выступают педагоги или социальные работники, а также школьные психологи, хотя, прежде всего, задуматься о профессиональной помощи должны были бы родители.

– Как родители могут помочь ребенку с низкой успеваемостью?

– Существует много причин, по которым могла сложиться подобная ситуация. Возможен конфликт с учителем или сверстниками, это достаточно часто мешает сконцентрироваться на занятиях. Также возможна связь себя со своими отметками. Есть такое выражение «плохая» и «хорошая» оценка. Если подросток оценивает себя с «плохой» стороны, то и сам настраивает себя на низкий результат, отсюда и удар по самооценке.

В такой ситуации необходимо объяснить, что отметки ни в коем случае не проявляют его личностные качества. Так будет проще уйти от негативных эмоций. Если у родителей хорошие отношения с учителями, то без ведома ребенка можно поговорить с ними о том, что конкретно не удается. А уже в спокойной и домашней обстановке без разбирательств и наказаний за проступки можно попробовать устранить сложности в учебе.

– Часто трудные подростки оставляют шрамы на своих руках, в чем причина такого поведения?

– Это проявление аутоагрессии, активности, направленной на причинение себе физического и психологического вреда. Она действительно часто встречается в подростковом возрасте путем нанесения себе мелких порезов и царапин.

– Есть ли связь между аутоагрессией и конкуренцией в среде подростков?

– Аутоагрессия у подростка часто связана с привлечением к себе внимания. Могут наноситься царапины или порезы на видные части тела, например, руки, ноги, шею. Подросток часто ждет, что близкие или друзья заметят повреждения и будут более трепетно и внимательно относиться к нему, начнут расспрашивать, ухаживать, жалеть. Возможно нанесение себе повреждений вследствие эксперимента со своим новым, постоянно меняющимся телом, а также желание стать хозяином собственной жизни.

Если в среде сверстников многие практикуют такой вид привлечения к себе внимания, то это может стать одним из способов приспособления к группе. Если подростка не принимают в среде сверстников, то боль и обида могут вызвать аутоагрессию. В такой ситуации лучше обратиться к психологу-консультанту, поскольку такой вид реакции на проблему или болезненное переживание является деструктивным способом решения жизненных сложностей. В дальнейшем, не разобравшись с таким видом реакции на проблему, подросток может нанести себе серьезные повреждения.

 

Светлана ГЕРМАН

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here