Транспортные услуги жодинцам на протяжении многих лет оказывает филиал «Автомобильный парк №18» ОАО «Миноблавтотранс». Совсем недавно у предприятия сменился руководитель, им стал Иван Чайкун.  Новый директор считает, что качественное оказание услуг жителям города невозможно без внедрения и применения новых современных технологий.

Директор автопарка Иван Чайкун.

Последние годы для автобусного парка нельзя назвать самыми удачными. Снижение пассажиропотока, износ техники, острая нехватка кадров… Все это потребовало дополнительных усилий и поиска резервов для компенсации потерь. Поэтому на сегодняшний день первоочередная задача – найти дополнительные ресурсы, и в ее решении принимают активное участие все производственные звенья.

– В этом году автопарк пополнился двумя микроавтобусами, которые работают на пригородных маршрутах (в основном это Минск), и пятью автобусами средней и большой вместимости для оказания услуг пассажирских перевозок на городских и пригородных маршрутах, – рассказал Иван Леонидович. – Они приобретены за счет областного бюджета и частично в лизинг. Кроме этого, в сентябре-октябре в рамках подготовки ко II Европейским играм планируется поступление двух новых автобусов международного класса (Евро-6) МАЗ-251, а за счет средств предприятия (в лизинг) будут закуплены два автобуса «Ивеко Неман» на 29 посадочных мест, укомплектованных по последнему слову техники: удобные сидения, вай-фай, кондиционер, а также три самосвала для грузоперевозок.

Ремонтная служба автопарка, возглавляет которую Геннадий Волчок, занята техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава. Основной упор делается на внедрение передовых технологий и качество работ, что позволяет постоянно повышать коэффициент выпуска автотранспортных средств на линию. Слесари-ремонтники Юрий Козловский и Александр Сманцер занимаются заменой полубалки автобуса, срок эксплуатации которого уже более 12 лет.

Проблемы у автопарка типичные. Основная – это изношенность подвижного состава. Ведь даже с учетом новых поступлений она составляет более 80 процентов на городских маршрутах и свыше 60 – на пригородных. Средний возраст 46 автобусов составляет 8,2 года, а большинство из них эксплуатируется уже более десяти лет, при нормативном сроке использования порядка семи. «Для планомерного развития нам надо каждый год приобретать минимум шесть новых автобусов, – подчеркнул Иван Чайкун и добавил, что повышенный износ техники влечет увеличение стоимости обслуживания, влияет на длительность и сложность ремонтов, а также приводит к срывам рейсов, что создает проблемы и неудобства не только пассажирам. Это ЧП для предприятия, и весь коллектив автопарка оперативно реагирует на возникающие проблемы. Порой ремонт в мастерской заканчивается ближе к полуночи, чтобы утром на линии было необходимое количество автобусов.

Помимо обновления техники на предприятии особое внимание уделяется развитию новых видов деятельности.

– Совсем недавно мы прошли аттестацию и получили сертификат первого официального сервисного центра ОАО «МАЗ»  среди 16 автопарков ОАО «Миноблавто-транс». Это позволит самостоятельно поддерживать гарантийное обслуживание МАЗовской техники, которую используют все парки области, а это значит, нам гарантирован немалый объем работ и прибыль, – делится своими планами по развитию предприятия именно в этом направлении Иван Чайкун. – Для его оснащения уже приобретен современный компьютерный диагностический комплекс, который позволит проводить проверку всех видов техники. Кроме этого, сейчас идут процедуры закупок оборудования для шиномонтажного участка, регулировки топливных систем, проведения техобслуживания.

Дмитрий Синяк – водитель автобуса с более чем тридцатилетним стажем.

Директор автопарка особо подчеркнул, что в своих начинаниях опирается на серьезную поддержку городских властей. «Все наши инициативы помогает претворять в жизнь глава города – Юрий Шарый. Например, для укомплектования сервисного центра необходимым оборудованием из бюджета уже выделено 49 тысяч рублей», – акцентировал руководитель.

Причем в автопарке решили пойти дальше других сервисных центров и в прямом смысле быть ближе к клиентам. Для этого приобретен  технологический автомобиль, который позволит выездной сервисной бригаде проводить гарантийное облуживание прямо на месте.

Обязательное требование программы развития сервисного центра – обучение специалистов. На МАЗе оно уже пройдено. Следующий этап – обучение на Ярославском моторном заводе, так как частично автотранспорт выпускается с российскими двигателями. Еще одно направление развития – это наличие магазина автозапчастей, причем благодаря открытию сервисного центра ОАО «МАЗ» запчасти приобретаются с   10-процентной скидкой.

Изготовление и ремонт многих запасных частей проходит в собственной токарной мастерской, что значительно удешевляет и ускоряет ремонтные работы. В этом немалая заслуга токаря Виктора Семашко.

Глава государства требует, чтобы автопарки внедряли новые технологии. В Жодино также пошли этим путем и первыми в Минской области освоили  перспективное направление: запуск навигационной системы, позволяющей пассажирам в онлайн-режиме отслеживать движение городских автобусов в приложении «Яндекс Карты», которое набирает популярность у горожан.

И это не единственная новаторская идея. Для удобства пассажиров на автостанции уже около месяца предоставляется возможность бесплатного входа в интернет, что актуально среди молодежи, ожидающей маршрутку. Также учтены пожелания клиентов: на ключевых остановках установлены таблички с маршрутами движения общественного транспорта, изменены и продлены городские и пригородные маршруты.

И это только начало пути по реорганизации работы автопарка, как говорится, фундамент, который позволит предприятию развиваться. В планах на следующий год – строительство современного технического центра с линией прохождения государственного техосмотра. Есть предварительная договоренность о выделении на эти цели средств из областного инновационного фонда. До конца года запланировано выполнение проекта, а в следующем – строительные работы и сдача в эксплуатацию. Идея  перспективная, учитывая, что в городе на сегодня лишь одна станция ТО.

Сертификат на открытие сервисного центра ОАО «МАЗ» в руках главного инженера Нестора Гурского.

Для расширения возможностей созданного сервисного центра планируется получение сертификата на открытие центра по обслуживанию транспорта «Ивеко Неман». Заключение дилерского договора с СООО «Вестерн Технолоджиз» – эксклюзивным представителем «Детройт Дизель» и «Вольво Пенто» на территории Республики Беларусь –  пока в стадии подписания. Документ позволит автопарку производить ремонт и техобслуживание специальной и сельскохозяйственной техники, оснащенной двигателями этих фирм.

Очевидно, техническую ситуацию на предприятии пытаются изменить. Но основной бич  – кадровый голод: не хватает 21 водителя.  Пути выхода из сложившейся ситуации: повышение заработной платы  (за 2018 год зарплата водителей увеличена на 125 процентов), дополнительный социальный пакет (выдача продуктовых наборов) и решение жилищного вопроса, в котором серьезную поддержку также оказывает горисполком.

Мастер авторемонтной мастерской Максим Змеев, начальник производства и ремонтных мастерских Геннадий Волчок и автоэлектрик Денис Андреев испытывают в деле новый диагностический компьютерный комплекс.

Понятно, что общественные перевозки в Беларуси – одна из основ социальной направленности государства. Они всегда были и останутся дотационным видом услуг, а государственные перевозчики существуют в таких условиях, когда привлекательные цены на проезд – а они у нас едва ли не самые низкие в Европе – оборачиваются тем, что сами автопарки даже прибыли иметь не могут: их успешность измеряется в процентах возмещения затрат, в умении минимизировать бюджетные расходы на свою деятельность. Вот и в этом году снижение госдотации обернулось тем, что автопарк недополучил порядка 78 тысяч рублей на покрытие издержек по пассажирским перевозкам, что существенно сказалось на  финансовом состоянии. Поэтому только от инновационного развития зависит, быть ли автопарку в числе передовых предприятий или, как прежде, тянуться в аутсайдерах. И, похоже, новое руководство выбирает первый вариант. Причем, не только выбирает, но и активно движется в этом направлении.

 

Ольга КЛИМЕНКО

 

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here