2 июля 1938 года в российской глубинке, в деревне Сабаново Пензенской области, что на средней Волге, в семье Макаровых родился четвертый сын – Владимир.

Колхозная деревня жила тяжело и голодно. Отца, как наиболее грамотного, назначили председателем сельского Совета, а затем и председателем колхоза. Пусть тяжелый, но мирный труд крестьян прервала Великая Отечественная война. Отца сразу же забрали на фронт, а в мае 1944 пришла похоронка. Так в 33 года Пелагея Макарова стала вдовой, на руках которой осталось пятеро маленьких сыновей (последний Гриша родился перед войной).

До деревни Сабаново фашисты не дошли, но страшное дыхание войны чувствовал даже маленький Володя. В деревне почти не осталось мужчин, их труд лег на плечи женщин и детей. «Я не помню, когда мама спала. Она всегда была на ногах. Как только она все это выдержала?!» – вспоминает сегодня Владимир Николаевич. Да и сам он с шести лет вместе с братьями сеял и полол просо, помогал колоть дрова. Но особенно тяжело переносили голод. Мать держала шесть овечек, корову, но молока, сметаны, мяса дети почти не видели: каждый двор был обязан платить продуктами налог государству. Спасал лес ягодами и грибами.

В деревне была школа-семилетка, в которую Володя пошел уже после войны. Трудно сказать, откуда пришло желание рисовать, но учителя способность заметили. Как-то в четвертом классе директор поручил мальчику нарисовать цветными карандашами карту Индии – получилось, даже похвалили на линейке. А еще в сель-ском клубе крутили фильмы, героев которых любил рисовать Володя. Краски делал сам, смешивая печную сажу с керосином.

Самым способным к учебе в семье оказался младший брат Гриша. Мама только ему смогла позволить продолжить учебу в райцентре и окончить 10 классов. Три старших брата уже были в армии. Володе же после семилетки в 16 лет пришлось идти работать в колхоз. Однако в душе юноши  жила тайная мечта: поехать в Пензу учиться на токаря, даже стал готовиться к экзаменам. Правда, токарем он так и не стал. Учитель физики, встретив своего бывшего ученика, дал ему адрес Пензенского педагогического училища со словами: «Вот тебе, Макаров, куда надо поступать – на художника». Эта встреча все перевернула в судьбе юноши. Решение созрело мгновенно, и в тот же день, собрав свои книги, он направился в Пензу. А назавтра уже сдавал свой первый экзамен по рисунку, затем по живописи, далее были диктант, история, русский язык и литература, Конституция СССР. Натюрморт с натуры рисовал первый раз в жизни, впрочем, как и большинство из поступавших. Живопись сдавал акварелью, которую подарил учитель рисования – это были первые краски Володи. Так сельский паренек в 18 лет стал учащимся художественно-графического отделения Пензенского педагогического училища.

Годы учебы были интересными и трудными одновременно. В месяц давали 12 рублей стипендии, а квартиру снимал за десять. На оставшиеся два рубля выжить было невозможно. Учащиеся ходили разгружать вагоны, только Володю первый год не брали:  сказалось голодное детство – роста был невысокого. Бригадир так и сказал: «Макаров, тебя же мешок задавит! Отвечай потом за тебя». Мама помочь не могла, зато старший брат Ваня ежемесячно присылал три рубля из своего армейского пособия. Начиная со второго курса можно было уже брать заказы на выполнение плакатов, транспарантов к большим советским праздникам… Это приносило доход. В училище Володя впервые увидел масляные краски и свою дипломную работу «Портрет натурщицы» выполнил в технике масляной живописи.

Почти всех ребят после училища забрали служить в Советскую армию. Владимир на три года попал в Ленинград, на Балтийский флот. Служить в таком городе оказалось большой удачей для начинающего художника. Каждое увольнение он гулял по Ленинграду, посещал Эрмитаж, Русский музей и еще больше убеждался в правильном выборе жизненного пути.

Еще в Пензе Владимир встретил свою будущую жену Людмилу, или Люсю, как любит он называть ее до сих пор, студентку пединститута. Молодые люди решили создать семью. Во время службы в армии родилась дочь Ирина. Отец жены был военным, и его по службе перевели в Беларусь, в Борисов. В первый же свой армейский отпуск статный, бравый моряк по-мчался к молодой жене и дочери в незнакомый Борисов, вернулся туда и после армии. Так судьба навсегда связала Владимира Макарова с Беларусью.

С 1963 года окончательно осели в Жодино, учительствовали в доме-интернате. Но деятельная натура Владимира не позволяла ему быть лишь учителем рисования – хотелось большего. И в 1965 он поступает заочно в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина в Ленинграде, оканчивает факультет истории и теории изобразительного искусства. В 1974 году переходит работать на Борисовский комбинат прикладного искусства Художественного фонда БССР в качестве художника-оформителя. Работы там было много, это время больших государственных заказов по написанию плакатов, оформлению интерьеров и экстерьеров различных предприятий и организаций.

28 лет Владимир Николаевич отдал Борисовскому комбинату прикладного искусства, десять из них был главным художником, оттуда ушел на заслуженный отдых. Макаров так рассказывает о родном предприятии: «Главной задачей комбината был выпуск уникальных, малотиражных художественных изделий ручного труда (керамика, гобелен, костюм). Отсюда и высокие требования к изделиям: оригинальность, художественная ценность… Задачей же главного художника было отслеживать и координировать заказы, принимать участие в худсоветах. Кстати, в свое время именно на нашем комбинате выполнялся заказ на костюмы для народного хора Дворца культуры БЕЛАЗа». Одновременно с работой художника он успевает, пусть немного, но поработать учителем рисования в разных школах Жодино.

Владимир Николаевич является участником первых городских художественных выставок, которые проходили в фойе кинотеатра «Юность» (нач.60-х), в помещении жодинского политехникума (1972 г.). Были вернисажи в художественной галерее «З’ява» при Борисовской центральной библиотеке, сборные экспозиции жодинских художников «Рождественские встречи», которые проходили в городской библиотеке и в Детской художественной школе. Он принимал участие в литературно-художественном проекте «Жодинцы» (2008 г.). Макаров и сегодня активен в подобных мероприятиях.

Долгие годы люди искусства мечтали о создании в городе художественной галереи. Но именно Владимир Николаевич стал тем катализатором, благодаря которому дело сдвинулось. Я хорошо помню, как он, работая тогда в художественной школе, с волнением говорил о необходимости создания галереи. И его поддержал директор А.Н. Саболевский. На педсовете обсуждалось письмо художника, под которым учителя школы первыми поставили свои подписи. К Макарову с его «челобитной» благожелательно и с пониманием отнеслись в горисполкоме. Нашлось и помещение в бывшем профтехучилище на улице Деревянко, однако оно требовало ремонта. Владимир Николаевич смог сплотить художников для субботников по подготовке помещений к ремонту.

В 2014 году состоялось торжественное открытие городского выставочного зала. Не все получилось, как мечталось: пока нет при зале салона-магазина, мастерских для художников, помещения для временного хранения картин. Но главное – светлый, просторный, красивый выставочный зал работает.

Всю свою жизнь Владимир старается заниматься и личным творчеством. Еще юношей, учась в педучилище, участвовал в студенческих выставках. Вместе с этюдником пошел служить на Балтийский флот. И уже в Жодино в свободное время старался выходить на пленэр. Одно из таких мест – район стадиона ГРЭС. Именно там он познакомился с  жодинским художником  Юрием Проскуряковым.

Основные техники, в которых работает Владимир Макаров, – это масляная живопись и его любимая акварель. Он отдает предпочтение жанру сельского пейзажа, в котором старается передать не только состояние природы, но и свои чувства. Глубокая ностальгия по родине времен детства и юности до сих пор живет в сердце художника и питает его творчество. Вот почему в его картинах так часто можно встретить бескрайние поля, леса, деревенские домики и … снег.

Осень – любимая пора года художника, но все-таки зима чаще встречается на его картинах. Именно серо-голубые тона, лишенные осенней пестроты, дают ощущение цельности и глубины. Владимир Николаевич каждое лето бывает в родной деревне. Там его ждут краски и холсты, там он черпает вдохновение. Домой в Жодино он привозит пленэрные этюды и дорабатывает их.

За спиной  Владимира Макарова долгая и интересная жизнь, но он ни разу не пожалел о выбранной профессии. «Я без этого не могу, это мое вдохновение, моя радость», – говорит художник в свои 80 лет.

Любовь Саболевская, учитель истории искусств

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here