Как развивается Япония, какова динамика белорусско-японских отношений, что препятствует или способствует их развитию?
Япония является одной из трех крупнейших экономик мира, что само по себе объясняет заинтересованность подавляющего числа стран мира тесно с ней сотрудничать. Валовой внутренний продукт (ВВП) по итогам 2016 года составил почти пять триллионов долларов – для сравнения, это в два с лишним раза больше, чем ВВП России, притом, что население страны значительно меньше российского, лишь 127 миллионов. В то же время у этой экономики есть свои особенности, о которых необходимо знать.
Японский бизнес заинтересован помогать соотечественникам. Это означает, что предприниматели готовы покупать импортные товары прежде всего у японцев, производящих их за пределами страны или импортирующих их в нее. Если вы не японский предприниматель, вам трудно быть успешным импортером на японский рынок. Исключений почти нет, но есть сферы, где иностранцам труднее пробиться на японский рынок со своими товарами, а есть те, где легче. Легче всего продавать в Японию сырьевые товары. Страна не богата природными ресурсами, а потому для своего успешного развития нуждается в большом их импорте.
Второй особенностью экономики является специфика инвестирования за рубежом. Несмотря на огромные банки и развитую финансовую систему Японии, Беларусь имеет мало японских инвестиций, поскольку инвесторы предпочитают приходить со своими капиталами в те страны, из которых легко будет поставлять производимые товары на японский рынок. Большая географическая отдаленность и отсутствие у Беларуси собственного  выхода к Мировому океану – факторы, негативно влияющие на готовность японского бизнеса приходить со значимыми инвестициями в нашу страну. Та же проблема есть и с товарами, произведенными белорусскими предприятиями. Достаточно вспомнить ситуацию, когда в 1970-х годах БССР по железной дороге направила партию своих тракторов на японский рынок. За недели неспешной транспортировки с многих машин сняли отдельные детали, в других хулиганы разбили стекла. Второй поставки уже не было. Ситуация может измениться в будущем после активной реализации китайской инициативы «Один пояс и один путь». В ее рамках могут быть усовершенствованы коммуникации между Европой и Азией, в результате чего возможно существенное улучшение возможностей для поставок белорусских товаров на японский рынок.
Успешнее всего Япония развивалась в 1950-1970-х годах прошлого века. Высокие темпы роста – в среднем десять процентов в год в данный период – позднее были характерны и для периода быстрого роста Китая, во многом шедшего по стопам Японии. В 1980-х у страны начались проблемы с ростом экономики, перешедшие и в XXI столетие. В то же время успешный рост экономики на протяжении предшествующих десятилетий позволил сформировать процветающую экономику с высокими стандартами жизни.
Самой сильной связью для Беларуси и Японии, очень отдаленных географически стран,  стала общая беда – радиационные катастрофы. Японцы пострадали от атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки, а позднее от ставшей жертвой цунами Фукусимской атомной станции, Беларусь испытала огромные проблемы после Чернобыльской катастрофы. Общая беда сдружила страны, привела к значительным контактам на уровне гражданского общества. После взрыва на ЧАЭС японская общественность стала создавать ассоциации помощи белорусскому населению, проживающему в зараженных радиацией регионах.
Несмотря на существующие проблемы с поставкой товаров из отдаленной географически Беларуси на японский рынок, опускать руки не стоит. Необходимо продолжать поставки востребованной сырьевой продукции, прежде всего калийных удобрений, и расширять ассортимент товаров промышленной группы. Беларусь уже поставляет достаточно сложные товары: лазеры и устройства на жидких кристаллах, микроскопы, диагностические реагенты, электрические трансформаторы. В то же время востребованы трикотажные, текстильные, деревянные изделия и мебель, детские игрушки. Наряду с наращиванием поставок на китайский рынок продуктов питания их надо поставлять и в Японию, тем более что уже был успешный опыт поставки крупной партии сухого молока.
Наиболее перспективны три направления – информационные технологии, образование и туризм. Крупные японские компании в сфере информационных технологий испытывают интерес к белорусскому Парку высоких технологий, который только возрос после принятия в декабре прошлого года декрета Президента, стимулирующего деловую активность в секторе информационных технологий. В Беларуси уже есть японские студенты, необходимо и дальше привлекать их. Что касается туризма, то пока счет идет на сотни японских туристов, но необходимо работать над тем, чтобы он пошел на тысячи.
Сергей Кизима, доктор политических наук

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here