Эксперимент по реформированию городского жилищно-коммунального хозяйства начался год назад – в январе 2017-го. Жодино стал своего рода испытательным полигоном для апробации новой системы жилищно-коммунального обслуживания. Его первый этап – создание службы исполнителя. Проще говоря, если раньше ЖКХ включало в себя все: от уборки дворовых территорий и вывоза мусора до содержания бань и кладбищ (и в таком «общем котле» жилой фонд был лишь одним из многих направлений), то сейчас функции разделились.

На первом этапе реформирования городского ОЖКХ было принято решение об упразднении ранее существовавшей структуры ЖЭУ и организации отдельной коммунальной службы, а функции исполнителя всех работ по обслуживанию жилого фонда переданы в ведение ГП «ЖодиноЖилТеплоСервис». С 1 января 2017 года именно это предприятие занимается работами по техобслуживанию жилфонда, текущему и капитальному ремонтам, санитарному содержанию подъездов. И этот год стал проверкой для созданной обслуживающей жилфонд организации и единой аварийно-диспетчерской службы.

– После передачи всего многоквартирного жилого фонда нам на обслуживание, были созданы специализированные службы: по ремонту и обслуживанию систем теплоснабжения и сантехнического оборудования жилфонда, служба комплексного обслуживания и ремонта зданий и сооружений, электроремонтный участок, участок контрольно-измерительных приборов и автоматики, а также аварийно-диспетчерская служба и другие, – рассказывает директор ГП «ЖодиноЖилТеплоСервис» Виктор Чалей. – Специалисты каждой из служб решают вопросы своего профиля. Их задача – оперативное и полное устранение аварий даже в ночное время. От бывших ЖЭУ эти участки отличаются тем, что наша обслуживающая организация хозрасчетная и получает денежные средства только за качественно выполненные услуги. То есть деньги мы зарабатываем, а не получаем. К тому же ввиду многопрофильной работы ЖЭУ не всегда имели узконаправленных специалистов, а мы стремимся к профессиональному выполнению работниками своих обязанностей. Например, если речь идет о техническом обслуживании жилого дома, то это должно быть только его техобслуживание, и занимаются им рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений. В этом главное отличие новой системы от ЖЭУ. И за первый год такой подход к организации работы себя полностью оправдал.

Конечно, быть первопроходцем всегда нелегко. Пришлось решать много организационных вопросов, связанных с подбором кадров, ведь мы хотим иметь в штате только квалифицированных работников, качественно выполняющих свои функции. К сожалению, надо признать, пока не все получилось. До сих пор много проблем с таким направлением как уборка  мест общего пользования. Сложно укомплектовать эту службы хорошими кадрами. Поэтому, как вариант, и это позволяет законодательство, мы предложили жильцам отказаться и не оплачивать эту услугу, если они считают, что мы выполняем ее некачественно, и самим убирать подъезд либо нанять стороннего работника. И такие случаи в городе не единичны. У людей начинает постепенно вырабатываться «сознание хозяина» – подъезда, дома, двора. И там, где есть это понимание – там и порядок.

– Виктор Владимирович, расскажите о том, как шла подготовка переданного на обслуживание жилфонда к зиме? С какими проблемами пришлось столкнуться?

– В целях подготовки жилого фонда к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов все запланированные задачи выполнены стопроцентно. Так, проведена опрессовка и промывка 28 ЦТП, заменены 22 индукционных прибора учета электроэнергии, установленные на ЦТП, на электронные приборы. Отремонтирована теплоизоляция на трубопроводах и запорной арматуре. В 251 доме, находящемся на нашем обслуживании, проведен профремонт инженерных систем отопления и выполнена опрессовка и  промывка  систем теплоснабжения, заменено 3 596 п.м. (что составляет 340 % к плану) трубопроводов инженерных систем теплоснабжения и водоснабжения. Объемы огромные, но мы понимаем важность этих профилактических работ для бесперебойного снабжения жилых домов теплом и горячей водой.

Не менее важный вопрос – кровли. В этом году нам удалось сделать в два раза больше запланированного. Текущий ремонт проведен на кровлях площадью  6 853 квадратных метра. Остеклено 153 кв. м мест общего пользования, стопроцентно оснащены запорной арматурой отопительные приборы, заменено на светодиодные 900 светильников в местах общего пользования в жилых домах, отремонтировано 66 дверных полотен и блоков.  И конечно, проделана большая работа по приведению в порядок фасадов и входных узлов: выполнена окраска 11796 м2 фасадов жилых домов. И это только начало, в наступившем году работа будет продолжена.

– Но мало все отремонтировать, покрасить остеклить… Сейчас упор делается на рациональное, эффективное использование энергоресурсов. А это и новые технологии, автоматические системы в том числе. 

– Очень точное дополнение. Для этого мы постоянно ведем работу по внедрению учета и автоматического регулирования подачи тепловой энергии в многоэтажных жилых домах. Достаточно сказать, что за этот год установлено 11 новых приборов учета на горячее водоснабжение, шесть – на отопление, семь систем регулирования. А также производилась замена приборов учета и систем автоматического регулирования. План полностью выполнен. У нас в городе 187 жилых домов, в которых больше 20 квартир, и все они оснащены приборами учета и системами регулирования расхода тепловой энергии. Пока на 53 процента (100 жилых домов, в которых свыше 20 квартир) оснащены приборами учета горячего водоснабжения и 99 домов (что также составляет свыше 50 процентов) – системами автоматического регулирования подачи отопления, а приборы автоматического регулирования на системах горячего водоснабжения установлены в 158 домах (оснащенность  – 84 %).

Говоря об эффективности работы систем отопления и горячего водоснабжения, а в целом об эффективности работы этой системы, нельзя не сказать о проводимой большой работе по диспетчеризации приборного учета и автоматического регулирования расхода тепловой энергии. Сейчас завершен ее первый этап: 11 многоэтажных жилых домов и ЦТП «завязаны» в единую систему слежения, что позволяет специалистам круглосуточно получать данные этих приборов и контролировать работу системы отопления и горячего водоснабжения в целом в удаленном режиме. Сейчас работаем над вторым этапом, который охватит еще 38 жилых домов.

– Давайте коснемся еще одного направления деятельности – обслуживания и ремонта теплосетей.

– В ушедшем году наше предприятие наравне с жилфондом занималось и ремонтом теплосетей. Заменено 1,832 п.м. трубопровода тепловых сетей  с применением ПИ-труб. На эти цели было потрачено 168 930 руб. Параллельно велись работы по передаче объектов теплоснабжения и тепловых сетей из коммунальной собственности в республиканскую. И с нового года на обслуживание «Минскэнерго» нами передано 29 ЦТП и  114,6 километра трубопровода.

– Реорганизация коснулась и аварийно-диспетчерской службы?

–  Да, мы создали единую диспетчерскую службу. Тот, кто уже воспользовался этой услугой, не может не отметить ее удобства. Теперь горожанам не нужно знать номера аварийных служб, специалистов. Достаточно позвонить на единый номер АДС, чтобы решить проблему. Операторы сами определят, кто должен этим заняться, перенаправят заявку и проконтролируют ее выполнение.

–  Таким образом вы «приучаете» население, что все вопросы нужно непосредственно решать в одной службе?

– Мы делаем все, чтобы населению было удобно, чтобы люди быстрее могли адаптироваться к новым правилам. А работа единой диспетчерской службы  сокращает время от возникновения проблемы до ее решения до минимума. Мы принимаем меры, чтобы оперативно исправлять указанные недочеты. Но, конечно, есть вопросы, которые за день-два не устранишь, их держим на постоянном контроле. И люди должны это понимать.

– Отдельная тема для нареканий горожан – оперативное устранение аварийных ситуаций. Какие шаги предприняты в этом направлении?

– Ранее система работы в городе строилась так: в случае аварийной ситуации, – например, прорвало трубу, отключилось отопление и др. – человек звонил в ЖЭУ в рабочее время, а вечером и в выходные заявки принимала аварийная служба, которая, как правило, приезжала, перекрывала воду, уезжала. Приходилось ждать следующего дня, чтобы найти причину, привезти материалы, сварку и т.д. Дом мог день-два находиться без воды. Сейчас мы отработали систему взаимодействия напрямую с аварийно-диспетчерской  службой. После получения вызова профильная бригада (сантехники, электрики и так далее) в течение 30 минут должна прибыть на место и не просто отключить воду, а устранить аварию. И только после этого уехать. И как показал первый год работы, в результате этих преобразований аварийные ситуации устраняются более оперативно. Кроме того, такой подход подстегивает и нас – обслуживающую организацию – более бережно и ответственно относиться к эксплуатации жилого фонда, делать упор на профилактику, чтобы как можно меньше возникало аварийных ситуаций, которые нам же приходится устранять.

– Нельзя не остановиться и на работе с обращениями граждан.

– Я уже сказал, что в этом году шла серьезная работа по оптимизации деятельности единой службы приема заявок, что в целом должно было облегчить общение горожан с коммунальщиками, но главное – повысить оперативность и качество оказываемых жилищно-коммунальных услуг. Для этого установлена многоканальная телефонная линия: 3-22-32, 5-44-11. Всего же с начала года поступило 263 письменных обращения, около 24 000 заявок в круглосуточную аварийно-диспетчерскую службу. Треть от этого количества составляют заявки по засорам канализации бытовым мусором! Например, в доме № 29 на ул. 50 лет Октября (подъезд № 5) неоднократно извлекали тряпки из системы канализации.

Но хочу остановиться на другом моменте. Некоторые жодинцы жалуются далеко не всегда обоснованно! Например, очень много заявок на холодные батареи. Приезжаем, проверяем, а в квартире, оказывается, температура выше 20 градусов! Объясняем, что это и есть система регулирования подачи теплонэнергии: если на улице плюсовая температура, то и «градус» теплоносителя снижается. Все рационально. Экономия ваших денег.

Но самое недопустимое, на мой взгляд, это случаи оскорбления работников предприятия при исполнении ими служебных обязанностей. А они, к сожалению, далеко не редкость. И если раньше мы многое, как говорится, спускали на тормозах, то теперь всерьез решили воспитывать у населения культуру поведения. Так, в этом году жительница общежития, которая оскорбила нашего работника, уже оштрафована на три базовые величины по статье 9.3. Кодекса об административных правонарушениях. А в целом за такие оскорбительные действия предусмотрен штраф до 20 базовых величин.

Конечно, мы не снимаем с себя ответственности за нерадивость некоторых работников, за не в срок выполненные работы… По каждому такому факту проводится проверка, и виновные несут наказание. Но хотелось бы, чтобы  люди с большим уважением и пониманием относились к нашей нелегкой работе. Ведь все и сразу сделать невозможно. Для этого требуется системная, длительная работа, которая уже начата. Но не менее важно и бережное отношение самих жильцов к общедомовому имуществу, а также их желание жить в чистоте.

Еще одна проблема – курение на лестничных площадках. На днях очередной нарушитель оштрафован работниками ГОВД на 0,5 базовой величины.

 Подготовила Ольга КЛИМЕНКО

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here