«Женщина, вызывая аварийку, кричит в телефонную трубку: «У меня льет с потолка!» Приезжаем. Действительно льет, причем так, что в пору под зонтиком по квартире ходить. Этажом ниже тоже потоп. Поднимаемся к виновнику. Дверь распахивает мужчина.

– В чем дело? – спрашиваем.

– А что? Я пол мою, – отвечает.

– И как?

– А вот так, – демонстрирует хозяин и выплескивает на пол ведро воды…»

И таких реальных историй работники аварийно-диспетчерской службы могут рассказать не один десяток.

Диспетчеры аварийной службы Алла Булавская и Ирина Смольская за день принимают от 50 до 200 заявок.

У аварийки нет маячков на машинах, но в вечернее время и в выходные дни эта бригада – единственное спасение от коммунальных бед. Как нам кажется, трубы всегда прорывает нежданно-негаданно, вентили начинают капать в самый неподходящий момент, электричество вырубается, когда срочно нужно гладить, стирать или варить кофе. И только аварийщики знают, кто виноват и что делать.

Они круглосуточно стерегут коммунальный покой. Но их услуги особенно востребованы с 17.00 до 8.00 по будням и во все выходные и праздничные дни.

Рабочая смена у двух бригад сантехников и электриков начинается с 16.00 и с 17.00. А вот диспетчеры работают круглосуточно. Принимают звонки по многоканальному телефону 5-44-11. 

Короткий инструктаж перед очередным выездом (слева направо): водитель Сергей Алешкевич, электрик Кирилл Симончик, начальник АДС Олег Кмит и мастер Геннадий Король.

В 8.00 диспетчер Алла Булавская отчитывается по телефону перед начальником АДС Олегом Кмитом: «Ночь прошла спокойно. Аварий и пожаров не было». Для меня поясняет: «Авария – на нашем языке означает отключение от электропитания или водоснабжения целого дома или, не дай бог, микрорайона».

У жильцов масштабы бедствия поменьше, для них авария – это прорвавшаяся труба, потекший кран, забившаяся канализация или отсутствие света. Таких квартирных «трагедий» только за минувший четверг (когда готовился этот материал. – Прим. автора) произошло 53. Как с улыбкой говорит Алла Булавская, диспетчер с 23-летним стажем,  – это настоящий праздник. Бывает, коммунальщикам приходится срываться с места раза в четыре, а то и в пять больше. А машина аварийной службы «наматывает» за смену по 200 километров!

Слесари-сантехники Александр Кушнер и Виктор Кугай.

– Особенно количество заявок возрастает в периоды подключения отопления, отключения горячей воды. Если говорить о наиболее проблемном времени суток, то, конечно, это вечер, когда люди возвращаются с работы и обнаруживают какие-то неполадки, – рассказывает Алла Павловна. – Причем, некоторые ведут себя очень агрессивно, невежливо, во всем виня нас. Но что поделаешь – такая работа. Мы стараемся выслушать и, конечно помогаем в устранении. 

После реорганизации службы работы у диспетчеров прибавилось. Если раньше в дневное время все обращения аккумулировались в ЖЭУ, а только вечером и в выходные в аварийке, то сейчас создана единая городская служба приема заявок. Сюда звонят по любому поводу: забилась  канализация, отсутствует вода или электричество, недостаточная температура батарей отопления или горячей воды, открытый канализационный люк, не горят лампочки в местах общего пользования, сломался домофон, не убрали подъезд, упало дерево, бегают бездомные собаки… На все заявки специалисты АДС реагируют и выезжают в обязательном порядке. 

Очередной звонок. Улица Брестская, д. 5. Бригада отправилась в путь. В одном из санузлов общежития течь под ванной. Слесарь-сантехник Александр Кушнер с более чем 20-летним стажем без проблем устраняет неполадку.  Как сказал начальник аварийно-диспетчерской службы Олег Кмит, в обязанности специалистов входят не только минимальные работы, например, по перекрытию вентилей или вызову других специалистов. Теперь они же обязаны и устранить все неисправности. «Справляемся своими силами. Если более серьезная авария, то вызываем дежурную бригаду ремонтно-обслуживающей службы, которая оснащена всем необходимым оборудованием: сварочный аппарат, помпы, мотопомпы и другое. Выезжаем даже в дома ЖСПК, не находящиеся у нас на обслуживании, а потом выставляем счета. Такой подход позволит снизить поток жалоб, «зависших»  на долгое время и нерешенных вопросов также нет» , – поясняет начальник АДС.

…Жилец отправляется смотреть телевизор, а аварийщики – вновь в путь. Бригаде передают заявки с улиц Сырокваша, 5 и Гагарина, 4 – там перебои с электричеством. Проблемы пустяковые, устранили быстро.

Пенсионерка, проживающая в доме № 2 на ул. Рокоссовского, почуяла специфический запах. «Благоухало» в подвале, «аромат» медленно, но верно распространялся по ее квартире, расположенной на первом этаже. Она и позвонила в «аварийку».

Для Виктора Кугая – еще одного опытного слесаря-сантехника картина ясна: забита труба, которая выводит нечистоты из дома. Он на пару с Александром Кушнером  реанимирует трубу с помощью троса. Упругая железяка, скрученная кольцом, весит килограммов десять.

– Это тяжелая работа и грязная. Научиться этому ремеслу несложно – главное захотеть. Но не хотят, непрестижно это, – говорят мне слесари-сантехники АДС.

Труба прочищена – водица зажурчала, но тут же диспетчер «награждает» нас новой заявкой. Думали, пустячок, но «зависли» часа на два! Еще днем жительница дома   № 53 на ул. 50 лет Октября наблюдала в ванне и унитазе закон сообщающихся сосудов. Думала – пронесет, но нет. И понеслось: весь вечер естественные надобности семья справляла в ведро. Пришлось вызывать аварийку. Сантехники пытаются пропихнуть в унитаз трос. Но металлический «змей» сопротивляется. Три минуты «коммунального консилиума» – и сантехники решают забраться в стояк напрямую. Но… не тут-то было! И в этой квартире, и этажом выше он наглухо зашит гипсокартоном и плиткой! Это жильцы ради эстетики спрятали трубы. Что делать? Сбивать плитку и ломать самодельную стену? И хотя жильцы уже согласны на все, лишь бы решить проблему, сантехники отказываются от покушения на туалетную красоту и еще раз пытаются прочистить затор. Наконец трос прошел. Теперь остается гадать, ЧТО сейчас извлекут.

– А раньше что доставали? – спрашиваю у специалистов.

– Ох, чего только не было! Тряпки и памперсы – это самый обычный «улов». В жаркий для нас сезон, когда хозяйки делают на зиму заготовки, в унитазы спускают огурцы, помидоры, капусту, лук, картошку, яблоки! Как-то достали целого цыпленка, который вместо сковороды оказался в унитазе. До сих пор не можем понять, как беднягу туда пропихнули, а главное –зачем?

Следующий вызов – проблема с электричеством. ЧП для жильцов квартиры дома на проспекте Ленина, 16 для электрика Кирилла Симончика вовсе не проблема. Пустячок. Ну, отгорел провод. 

– А чего бы ему не отгореть, – комментирует Кирилл, – ведь проводка в старых домах не рассчитана на стиральные машины, электрочайники, мультиварки и прочие «чудеса техники». А наши хозяйки любят их включить одновременно, и вот результат…

Это был обычный трудовой день, чуть лучше, чем предыдущий. К счастью, мне не пришлось наблюдать, как электрики обесточивают дом во время пожара, а сантехники спускаются в подвал, полный воды, и бродят по нему по пояс в воде в поисках вожделенного вентиля.

Но в любой проблемной ситуации многие горожане уже привыкли набирать  номер АДС –   5-44-11. Круглосуточно.

Ольга КЛИМЕНКО

 

 

 

 

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here