Едва ли здоровый человек, который передвигается самостоятельно, может оценить, насколько в городе организована безбарьерная среда. Лестничные пролеты, ступени, занятые стоянки возле магазинов, подъезды к дому и даже бордюры – все это может быть непреодолимым препятствием для человека с ограниченными возможностями.

ПАНДУС ПАНДУСУ РОЗНЬ

Стоит отметить, в последнее время в Жодино, действительно, стала меняться ситуация. Социально значимые объекты – медучреждения, магазины, банки достраивают пандусы с учетом строительных норм, чтобы человеку в инвалидном кресле было удобно посещать учреждения. Конечно, Жодино на все сто еще не соответствует удобству перемещения. Ведь далеко не все пандусы одинаково полезны и безопасны. Такие сооружения могут и быть, вот только угол наклона или отсутствие поручня делают его совершенно бесполезным. Человек с ослабленным здоровьем едва ли сможет воспользоваться этим приспособлением.

Тем, для кого предназначены эти стоянки, не всегда здесь уступят место.

Экспериментальный рейд по городу выявил как положительные, так и отрицательные стороны работы ответственных структур. Для новых объектов уже в проекте предусмотрены пандусы и поручни. Например, магазин «Славянский» на ул. 8 Марта, «Евроопт» на пр. Мира, торговый центр «СИТИ» на пр. Мира. Или здание БПС-Сбербанка на ул. 50 лет Октября, где сооружению пандуса уделили особое внимание. Список, конечно, можно продолжать.

В жилищной сфере с безбарьерной средой дела складываются не так хорошо. Конечно, во многих новых домах пандусы  обустроены по всем нормативам для удобства перемещения людей на колясках. Еще один уникальный случай – новостройка на улице Логойской, где для семьи с двумя детьми-инвалидами сделали не только пандус, но и отдельный вход в квартиру.

Что касается старой жилой застройки, то там ситуация несколько иная.   Обустроить пандус по программе «Безбарьерная среда» могут по заявкам жильцов. Как прокомментировали в производственно-техническом отделе ГУП «ОЖКХ», в минувшем году оборудовано два таких объекта: на ул. Деревянко, 14 (административное здание) и в жилом доме на пр. Мира, 32. В одном случае (пер. Строительный) заявка не выполнена из-за отсутствия технической возможности.

Кроме этого в соответствии с законодательством для машин инвалидов могут быть выделены и обозначены специальными знаками места на стоянках возле жилых домов, где они проживают. Такие примеры есть на ул. Рокоссовского, 2, ул. Сырокваша, 5.

«Водитель, не спеши на наше место!»

Сейчас даже в некрупных населенных пунктах на парковках у торговых и социальных объектов можно увидеть разметку, обозначающую, что определенные места предназначены для автомобилей людей с ограниченными возможностями. Но с завидной частотой можно наблюдать, как эти самые места занимаются посторонними автолюбителями.

«Водитель, не спеши на наше место!» – так достаточно двусмысленно говорят инвалиды нарушителям правил остановки и стоянки. А толку?! На горячую линию газеты и в рубрику «Народные SMS» в последнее время все чаще обращаются люди с ограниченными возможностями, которые столкнулись не просто с нарушением своих прав, а с откровенным хамством и агрессией в ответ на законные требования уступить им место на стоянке. Я своими глазами взглянула на проблему парковок для инвалидов. И лишь за один вечер поняла, насколько она актуальна. Причем ежедневно и, конечно, не только для нашего города. 

Машина стоит прямо под запрещающим знаком на парковке у «Е-Сити».

– Посмотрите: полупустая парковка магазина «Е-Сити» – и все равно места для инвалидов заняты! – возмущен инспектор ДПС отделения Госавтоинспекции Дмитрий Якшук, с которым мы отправились в проверочный рейд. По его словам, в Европе водитель не позволит себе занять место для человека с ограниченными возможностями даже на пять минут, у нас же считается нормальным бросить машину под знаком и уйти на неопределенное время. Так что инвалиды просто не дождутся своей очереди.

– Ждать водителя мы можем и около часа, – говорит инспектор. – Поэтому сразу пробиваем по базе владельца и звоним ему. Большинство по телефону сразу начинают рассказывать: машина, мол, моя, но ездит сейчас на ней мама/жена/водитель, а уж где и как они паркуются – не мое дело!

Несмотря на такую позицию, наказание неотвратимо. Причем даже если водитель не появится, то по собранным материалам сотрудники ГАИ составят протокол, и нарушитель получит заслуженный штраф. Хочу особо отметить наше тесное сотрудничество в этом вопросе со службой безопасности магазина «Е-Сити». При выявлении подобных фактов, они незамедлительно вызывают ГАИ, а также предоставляют в МВД фото- и видеоматериалы для наказания нарушителей.

К слову, по правилам специальные парковочные места для инвалидов должны находиться не далее 70 метров от входа в магазин. Согласитесь, удобно. Вот и паркуются на них те, кто «не может» пройти с покупками к машине чуть дальше. Им ведь тяжелее, чем инвалидам, правда?

Возвращаемся к «Е-Сити». Прямо под знаком, указывающим на то, что это место на стоянке предназначено для инвалидов, припарковался «Ситроен». По госзнаку находим имя и номер телефона владельца. Звоним.

– Это не я! На машине ездит водитель, – после паузы отвечает женский голос.

Свободных мест на парковке предостаточно.

Однако через минут десять ожидания появляется молодая женщина с покупками и ребенком. На вопрос: «Почему нарушаете?» женщина исчерпывающе отвечает: «Потому что нарушаю!» и сразу заявляет инспектору: «Я очень спешу. Ребенка в школу надо везти…».

Понятно, все спешат. Обстоятельства могут быть разными. Но вот чтобы так, без тени раскаяния… Неожиданно, а главное неприятно.

Да и проходящие мимо водители реагировали на разбирательство равнодушно. На мои вопросы об отношении к таким нарушителям бросали избитую банальную фразу: «Без комментариев». Можно сделать вывод, что  они не осуждают нарушителей, а, возможно, и сами без зазрения совести занимают эти места…

Вопрос от одного более или менее неравнодушного водителя: «А если места для инвалидов все свободны, можно занять хотя бы одно? При условии, конечно, что на всей стоянке нет ни одного свободного?».

Ответ инспектора ГАИ категоричен. Эти места предназначены исключительно для парковки машин, принадлежащих людям с ограниченными возможностями.

Еще не отъехала нарушительница на «Ситроене», как на стоянку зарулила «Таврия». На машине – знак, у водителя – необходимые  документы.

«Проверяете? Это хорошо! А то места здесь очень часто заняты. Но я не ругаюсь… Если нет совести, словами  ситуацию не исправишь», – вздыхает Анатолий Викторович и с улыбкой добавляет, что иногда ему хочется перекрыть своей машиной выезд таким «парковщикам»… Но он человек законопослушный.

«Спасибо, что затронули эту тему. Все больше хамов. На парковках у гипермаркетов вообще никакого стеснения – нет такого дня, чтобы места со знаком были свободны. Недавно приятно удивила позиция руководства «Евроопта»: работники парковки мужественно разгоняли автомобили, неправомерно занявшие специальные места (без наклейки на авто или предъявления удостоверения). Если возможно, отметьте этот факт и выразите благодарность от нас, инвалидов», – сказал мужчина.

На парковке для инвалидов возле «Евроопта» на ул. Калиновского тоже стоит автомобиль без опознавательных знаков. Появляется водитель, предъявляет инспектору документы, среди них – удостоверение инвалида.

– Инвалид 3-й группы? – уточняет инспектор ГАИ.

Дело в том, что согласно ПДД водитель может наклеить на машину опознавательные знаки «Инвалид» – соответственно, и претендовать на специализированные парковочные места, – если он является инвалидом 1-й и 2-й группы, а также 3-й группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или же перевозит таких инвалидов. Водитель честно признался – нарушений опорно-двигательного аппарата у него нет.

– Но хоть документы, подтверждающие инвалидность, имеются, – констатировал Дмитрий Якшук и пожелал водителю счастливого пути.

Из четырех стоянок для инвалидов у «МартИННа» две были заняты.

Напоминаем, что независимо от аргументов парковка обычных граждан на местах для инвалидов является административным нарушением и карается штрафом в размере двух базовых величин – 46 рублей (ч.2 ст.18.22 КоАП Республики Беларусь).

…Далее по маршруту – универсам «МартИНН» на ул. Сухогрядской. Из четырех мест для инвалидов – два заняты иномарками.

– Формально, если сюда приедет инвалид на автомобиле, он имеет полное право сообщить в ГАИ о невозможности припарковаться. И мы обязаны отреагировать, вплоть до эвакуации автомобиля, – рассказывает Дмитрий Якшук. – На практике же мы с вами сейчас постоим у автомобилей, занявших места со специальной разметкой, подождем водителей и оштрафуем их. Так и сделали…

За нами к магазину подъехала и все та же «Таврия». «Вы только уехали, как все места опять были заняты…», –  то ли с улыбкой, то ли с сожалением говорит водитель. Возможно, если бы подобные целенаправленные рейды проводились в течение месяца-двух-трех, может быть, и приучили бы людей рублем к порядку… Но на практике ждать каждого водителя, занявшего на парковке место для инвалидов, у ГАИ нет времени и возможности. А у людей – совести и элементарного чувства сострадания.

Кто имеет право парковаться на местах для инвалидов?

– По желанию водителя могут быть установлены опознавательные знаки «Инвалид» спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами 1-й и 2-й группы, а также инвалидами 3-й группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата или перевозящих таких инвалидов.

– Знак дополнительной информации «Инвалиды» используется совместно с дорожным знаком «Место стоянки» и информирует, что стояночная площадка или ее часть отведена для стоянки транспортных средств с опознавательным знаком «Инвалид».

 – Знак дополнительной информации «Кроме инвалидов», установленный совместно с запрещающими дорожными знаками («Остановка запрещена», «Стоянка запрещена» и др.), указывает, что действие запрещающих дорожных знаков не распространяется на транспортные средства с опознавательным знаком «Инвалид».

Ольга КЛИМЕНКО

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here