Президент Беларуси Александр Лукашенко провел встречу с делегацией Комитета по политике и безопасности Совета ЕС. Чем обусловлена и какие задачи призвана решить эта встреча?

Отмена санкций ЕС в феврале 2016 года, как отметил сам Президент, предоставляет новые возможности для сотрудничества: «Мы имеем уникальный шанс сделать его подлинно взаимовыгодным, работающим на экономическое развитие, на благо народов наших стран». Одной из ключевых для его дальнейшего развития является программа «Восточное партнерство».

Несмотря на то, что в данный момент «Восточное партнерство» встречает весьма сдержанные отзывы по поводу эффективности этой программы со стороны его участников, для Беларуси она все же необходима. С самого начала наша страна не планировала других целей участия, кроме сугубо прагматических. Не было планов, как у Грузии, Молдовы и Украины, заключать соглашение об ассоциации или создавать зону свободной  торговли. Что нам было интересно в 2009 году, так это содействие в сфере развития энергетической безопасности, привлечение инвестиций и современных технологий в белорусскую экономику, развитие возможностей по проникновению белорусских товаров на рынки сбыта ЕС. В меньшей степени заботила возможность перейти со временем к безвизовым отношениям, в том числе потому, что такой режим более выгоден Евросоюзу, чем Беларуси. На территории ЕС расположены достопримечательности 28 стран, в том числе таких чемпионов по числу культурных объектов в мире, как Италия и Франция, следовательно, безвизовый режим будет способствовать вывозу валюты из Беларуси, а не ее притоку. А если учесть, что у нас нет своего моря и своих гор, что тоже привлекает множество туристов, а в ЕС с этим все хорошо, то понятно, что общение без виз станет мощным источником оттока валюты из страны.

С 2009 года основные приоритеты не изменились. По-прежнему одним из острых остается вопрос энергетической безопасности Беларуси и то, как сотрудничество с Евросоюзом может помочь усилить эту сферу. По этому аспекту проблемы Беларуси и ЕС достаточно схожи, своих энергоресурсов не хватает обеим сторонам. В то же время проблемы нашей страны более существенны. Если импортных энергоресурсов Евросоюз завозит 53 процента от своих нужд, то Беларусь зависит от импортного топлива на 70 %. Общая проблема может вызвать в будущем разнообразные формы сотрудничества. В данный момент Беларуси наиболее интересно содействие в развитии альтернативной энергетики и приобретении современных технологий по становлению местных видов топлива. Евросоюз располагает большим опытом в этой сфере, и Беларусь рассчитывает его перенять. Меньший интерес есть в налаживании альтернативных каналов поставок традиционных энергоресурсов – нефти и газа. С учетом необходимости их провоза в Беларусь сухопутным маршрутом через территории стран ЕС после покупки у дальних покупателей (Норвегии или Катара), цена будет слишком высокой по сравнению с ценами российских поставщиков. Имеет смысл сближение энергосистем Беларуси и ЕС – это может понадобиться для экспорта излишков белорусской электроэнергии после ввода в строй новой атомной станции в Островце.

К сожалению, из-за проблем в регионе товарооборот со странами ЕС по итогам 2015 года по сравнению с 2014 годом уменьшился на 29,1 процента и составил 14,4 млрд долл. США. Это более четверти всего товарооборота Беларуси со всеми странами мира. Важно то, что экспорт уменьшился на 19,0 процентов и составил 8,6 млрд долл. США, импорт – на 40,2 процентов, составив 5,8 млрд долл. США. В результате положительное сальдо для Беларуси составило 2,8 млрд долл. США. В рамках «Восточного партнерства» нашей стране нужно наращивать свой экспорт в Европейский Союз, что в данный момент достаточно сложно сделать из-за множества ограничений для белорусских товаров на этом одном из самых богатых рынков мира. Находясь на его границе, рационально ожидать больших возможностей по сбыту своих товаров, чем для стран, расположенных вдали от Евросоюза.

В отношении сотрудничества в сфере технологий двух мнений быть не может. Евросоюз – один из четырех самых крупных технологических центров мира, наряду с США, Китаем и Японией. Именно современные технологии способствуют тому, что четверть всех мировых услуг на 2013 год оказывалась именно Евросоюзом. Можно однозначно сказать, что в данный момент технологическое сотрудничество Беларуси с ЕС находится в начале пути. Основные способы передачи технологий в современном мире связаны с инвестициями, поскольку основная масса современных методик разрабатывается частными корпорациями и принадлежит им же. При создании филиалов или совместных предприятий с ними есть возможность принять на своей территории их современные технологии. Это наиболее оптимальный вариант для Беларуси по сравнению с покупкой отдельных технологий для последующего внедрения, поскольку серьезной проблемой белорусской экономики является серьезная нехватка кредитов с доступными процентами для участников рыночных отношений. Наши финансовая и банковская системы формируются на небольшом белорусском рынке, имеют мало иностранных участников, в силу чего не располагают значительными финансовыми ресурсами.  Постоянные кризисы в регионе (кризис 2008 года, крымский кризис, украинская война, холодная война России и Запада) не способствуют стабильности для уменьшения процентных ставок до размера приемлемых для субъектов хозяйствования. Одной из ключевых задач для белорусского правительства является использование возможностей «Восточного партнерства» для привлечения современных технологий из стран ЕС.

Сергей Кизима, доктор политических наук

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here