Парламентские выборы 2016 года проходили совсем в другой международной ситуации, по сравнению с предыдущими выборами 2012 года. Именно это определило значительно более позитивную реакцию Запада на итоги выборов нового депутатского корпуса в текущем году. Самым важным фактором стала война на украинской территории, которая доказала западным странам, что давний тезис белорусской дипломатии о важнейшей роли Беларуси в регионе как донора безопасности не является пропагандой, направленной на смягчение отношений с Западом, а отражает объективную реальность непростых отношений в Восточно-Европейском регионе Евразии. Молниеносная реакция белорусского руководства на первые тревожные тенденции на территории Украины, постоянные предложения по умиротворению противоборствующих сторон в первые месяцы разгорающегося конфликта, способность сделать из Минска основную площадку по наиболее результативным встречам посредников убедительно доказали, что без Беларуси решить заинтересованным странам украинский кризис будет значительно труднее. Следующим фактором стала новая холодная война России с Западом. На фоне словесных перепалок прежних лет с Беларусью по спорным, но малосущественным вопросам, полномасштабная холодная война с Россией, взаимные санкции, переброска новых контингентов НАТО к российским границам и усиление войск России на западном направлении выглядят совершенно иначе и вызывают резонный вопрос: «А почему вообще отношения с Беларусью находились у Запада на таком незаслуженно низком и плохом уровне?». Беларусь – единственная из стран Восточного партнерства, которая до сих пор не имеет договора о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, но истинные причины этого Запад озвучивать не любит, поскольку все они лежат в области теснейших отношений Минска с Москвой, а не в области реальных претензий к реализации прав человека или демократии на белорусской территории. Третьим фактором стали последствия грубого вмешательства в дела стран-соседей Евросоюза как со стороны США, так и наиболее активных во внешнеполитическом плане стран-участниц самого ЕС. Взорванная стабильность в Ливии и Сирии играет на руку США, не позволяя потенциальным конкурентам американцев в Евразии сосредоточиться на этой задаче, но она вызвала множественные негативные последствия для Евросоюза. Миграционный кризис и участившиеся нападения террористов, произошедший на этом фоне Brexit, поставили под вопрос само существование ЕС в будущем.

Что касается признания итогов парламентских выборов в Беларуси 2016 года, то его на официальном уровне ожидать не приходится. Ключевыми аргументами против такого шага со стороны западных государств является членство Беларуси в Союзном государстве, Таможенном союзе, ЕЭП, ОДКБ, и ЕАЭС, а также совместная группировка войск с Российской Федерацией на западном направлении. Максимальная перспектива на этом фоне – признание де-факто выборов посредством постоянных комментариев о том, что выборы прошли более открыто, чем предыдущие, вовлечения белорусских парламентариев в деятельность различных структур Евросоюза, а также выход на прямые контакты с парламентариями других западных стран, в том числе США. Этого можно ожидать, поскольку это важно не только для Беларуси, ищущей новые инвестиционные возможности для модернизации экономики, но и для самого Запада, прежде всего ЕС. Беларусь остается одним из немногих соседей Евросоюза, не создающих значимых вызовов безопасности. С нашей  территории не идут ощутимые потоки мигрантов, не осуществляется ввоз нелегального оружия или наркотиков в значимых объемах, не въезжают в ЕС террористы. Беларусь максимально далека от гражданской войны украинского типа в силу планомерно проводимой государственной политики по предоставлению представителям всех этносов на территории страны равных прав и возможностей, двух официальных языков и мощной социальной защиты населения.

Что касается США, то во внешней политике Беларуси опасным будет тренд на полное примирение с Вашингтоном, который неизбежно повлечет крайне жесткие меры со стороны России. Ключевой задачей США в регионе является ослабление России за счет перевербовки на свою сторону ее реальных или потенциальных союзников или их дестабилизации. Украина является примером реализации обеих стратегий. Полноформатная дружба с США повлечет для Беларуси схожие фатальные последствия, усугубляемые тем фактором, что у Беларуси нет тех ресурсов, которые были у Украины (выход к мировому океану, морской флот, плодородные земли, благоприятные условия ведения сельского хозяйства в отличие от зоны рискованного земледелия в Беларуси, большие объемы добываемого каменного угля, добыча урана, намного большая обеспеченность своим газом, мощная атомная энергетика, намного меньший ущерб от чернобыльской катастрофы). При этом даже полное примирение с США не гарантирует, что небольшая по населению Беларусь не будет принесена в жертву интересам более важных и крупных союзников Америки, прежде всего Польши. Полного доверия со стороны США в любом случае никогда не будет, в силу доминирования православной религии, мощных связей населения с Россией, непригодности любых военных формирований, сформированных на территории Беларуси для эффективного использования против главного противника НАТО в Европе – России. Реализация украинского сценария на территории Беларуси является почти полной гарантией уничтожения суверенитета и утраты государственного статуса.

Сергей Кизима, доктор политических наук

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here