«Основные положения Директивы №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» предусматривают завершение гармонизации нашей налоговой системы с аналогами, действующими в европейских странах. Многое уже сделано в данном направлении, но еще больше запланировано на следующий год…» – таково мнение заместителя начальника инспекции Министерства по налогам и сборам по г.Жодино Антонины Январевой.

Что есть

Предпринимательство охватывает практически все отрасли и сферы городской жизни. В настоящее время в Жодино зарегистрировано 2203 его субъекта, в том числе 564 организации и 1639 индивидуальных предпринимателей (ИП). 40,8% организаций заняты в торговле и общественном питании, 19,3% – в оказании различного рода услуг, 13,2% – в промышленности, 9,9% – в строительстве. Что касается ИП, то 47,7% из них занимаются торговлей, 11,9% – строительными работами, 7,4% – транспортными услугами, 6,6% – парикмахерскими, 6% – ремонтом предметов личного пользования. Нужно сказать, что отдельные виды деятельности полностью или в большей степени представлены малым и средним бизнесом.

Организации негосударственного сектора обеспечили 35,6% поступлений в консолидированный (республиканский, областной и городской) бюджет, что в денежном выражении составляет 48 миллиардов 269 миллионов 200 тысяч рублей. Наибольшую долю внесла следующая «пятерка»: ЧУП «Профи-Агропарк» – 3,1%, СООО «Снежка-БелПол» – 2,7%, Жодинское отделение ОАО «БПС-Сбербанк» – 1,8%, филиал №616 ОАО «АСБ Беларусбанк» – 1,4%, ООО «Стройтехмаш» – 0,9%. Значительны поступления от ИП (4,1% бюджета или 5 миллиардов 546 миллионов 100 тысяч рублей) и физических лиц (4,7% или 6 миллиардов 256 миллионов 800 тысяч).

Причем доля малого и среднего бизнеса в формировании доходов консолидированного бюджета растет: в 2010-м она составила 25,9%, а за десять месяцев 2011-го – 39,5%. Это свидетельствует об эффективности принятых в Год предприимчивости мер.

 

Что будет

В Жодино 799 субъектов хозяйствования (297 юрлиц и 502 ИП) избрали такой прогрессивный механизм уплаты налогов, как упрощенная система налогообложения (УСН). И их количество может увеличиться, потому что подписанным Президентом Республики Беларусь 9 августа Указом №349 увеличены предельные размеры валовой выручки нарастающим итогом с начала текущего года для применения с 1 января 2012-го УСН:

– с уплатой налога на добавленную стоимость (НДС) – 12 миллиардов рублей (ранее этот критерий составлял 4 миллиарда 120 миллионов) для организаций с численностью работников от 16 до 100 человек и индивидуальных предпринимателей;

– без НДС для организаций с численностью работников до 15 человек и индивидуальных предпринимателей и валовой выручкой 3 миллиарда 400 миллионов рублей (ранее – 1 миллиард 177 миллионов). Им предоставлено еще и право не вести бухгалтерский учет, в том числе учет НДС.

Кроме того, на рассмотрении парламента находятся сейчас проект Закона о республиканском бюджете на 2012 год и поправки в Налоговый кодекс. Эти документы касаются и бизнеса, потому что приоритетом остается уменьшение налоговой нагрузки. В частности, планируется снижение ставки налога на прибыль с 24% до 18% с одновременным изменением подходов к стимулированию инвестиций. Одним из ключевых моментов является введение механизма переноса убытков на последующие годы. Также правительство предлагает освободить от налога на прибыль организации, получающие ее от реализации инновационной продукции собственного производства, а также от высокотехнологичных товаров (если доля такой прибыли составляет более 50%).

Планируется уменьшить и нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства за счет снижения стандартных ставок налога при упрощенной системе налогообложения: с 6% до 5% – с уплатой НДС и с 8% до 7% без НДС. Впрочем, ставка самого налога на добавленную стоимость, скорее всего, изменений не претерпит. Так как 20% – это сопоставимо с его уровнем в европейских странах, имеющих схожие с Беларусью экономические условия: в Литве – 21%, в Латвии – 22%, в Польше – 23%.

В налоговое законодательство предусматривается ввести такую форму поощрения, как присвоение статуса «Лучший плательщик», что будет способствовать повышению налоговой культуры, улучшению показателей финансово-хозяйственной деятельности, стимулированию тех плательщиков, кто добросовестно исполняет законы.

Предлагается дополнить проект Налогового кодекса обязанностью для организаций с численностью работников свыше 50 человек подавать декларации в электронном виде. Зарубежный опыт показывает: электронное декларирование позволяет снизить временные затраты плательщика на подготовку и представление отчетности, сокращает бумажный документооборот, отменяет необходимость являться в инспекции лично. Кроме того, специальное программное обеспечение исключает возможность арифметических и логических ошибок, содержит подсказки по заполнению полей, обновляется в соответствии с изменениями в законодательстве.

Возможны и другие нововведения, которые тоже поспособствуют реализации положений Директивы №4, а соответственно и созданию более благоприятных условий для ведения бизнеса.

Дмитрий БУЛАЙ

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here