Энергетика Республики Беларусь, являясь одним из базовых секторов экономики, охватывает выработку, преобразование и передачу различных видов энергии и в значительной степени зависит от внешних поставок первичных энергетических ресурсов, импортируемых преимущественно из России. Мы тратим на выпуск продукции в среднем в 3-5 раз больше энергии и сырья, чем в промышленно развитых странах. Поэтому повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание условий для целенаправленного перевода экономики Республики Беларусь на энергосберегающий путь развития является актуальнейшей задачей. Республиканская программа по энергосбережению определила приоритетные направления развития и наметила комплекс неотложных мероприятий, направленных на энергосбережение.

Заместитель начальника ОКС Б.К.Красовский, начальник ОКС А.Л.Чуешков, экономист О.А.Лапшунова, инженер по технадзору И.Н.Булавская
Заместитель начальника ОКС Б.К.Красовский, начальник ОКС А.Л.Чуешков, экономист О.А.Лапшунова, инженер по технадзору И.Н.Булавская

Сегодняшние изменения в энергетике можно считать революционными. Разработана программа развития энергетического комплекса республики до 2015 года. Цель одна – обеспечить бесперебойное энергоснабжение всех жителей, а также существующих предприятий и реализующихся масштабных проектов, а в целом – энергетическую безопасность.

И в немалой степени тон здесь задает Жодинская ТЭЦ, где в 2009 году закончено строительство ключевого объекта – энергетического котла на местных видах топлива. По словам начальника отдела капитального строительства ТЭЦ Александра Чуешкова, это грандиозный проект, аналогов которому пока нет. Он входил в госпрограмму модернизации основных фондов энергосистемы Беларуси. Сейчас котел уже работает на полную мощность, но специалисты отдела капитального строительства продолжают его курировать, так как оборудование новое, многие технологии ноу-хау, приходится в процессе что-то дорабатывать, модернизировать.

Следует отметить, что отдел капитального строительства создан на предприятии в 2008 году. В связи с тем, что объемы по капстроительству значительно возросли, а основополагающими направлениями экономического развития признаны инновации и инвестиции, было принято решение о создании отдельного подразделения на предприятии, которое занималось бы реконструкцией и модернизацией производства, курировало строительно-монтажные работы, осуществляло технадзор, выполняло проектные работы, а также занималось строительством новых мощностей.

В настоящий момент ТЭЦ реализует несколько проектов, и каждый из них по-своему важен.

Особое внимание на предприятии уделяется модернизации и внедрению современных технологий. Естественно, это экономически обосновано: меняются нормативные акты, требования к оборудованию, увеличиваются нагрузки, а теплоцентрали уже более 50 лет.

– На ближайшее время запланирован комплекс работ по реконструкции открытого распределительного устройства 110 кВ, – продолжает Александр Чуешков. – Это оборудование предназначено для передачи электроэнергии от турбоагрегата в электрическую сеть. Оно морально и физически устарело. В этом году планируем выполнить проектную документацию, а в течение следующих двух лет провести реконструкцию. По программе энергосбережения модернизируется насосное оборудование с целью сделать его более энергоэффективным, то есть снизить потребление электроэнергии при его работе.

По мнению начальника ОКС, эти мероприятия довольно затратные, но очень эффективные, достаточно сказать, что срок окупаемости 3-4 года. Также по программе энергосбережения специалисты отдела заканчивают разработку ПСД, и уже в этом году планируется установка мини-котельной на местных видах топлива для отопления и горячего водоснабжения собственного паровозного депо, которое находится в двух километрах от станции. Ранее все это осуществлялось по трубопроводу со значительными потерями. На предприятии посчитали, что собственная котельная будет экономичнее.

Также внедряются современные средства автоматизации, контроля и измерения. Например, в планах – реконструкция системы пожаротушения электротехнического оборудования.

Параллельно проводятся работы по реконструкции тепловых сетей. В прошлом году ТЭЦ переложила 1.1 километр сетей (в однотрубном исполнении) с применением предварительно изолированных труб (на ул. Советской). В 2010 году, на основании постановления Совмина Республики Беларусь на баланс ТЭЦ от ОАО «БелАЗ» передано 2,9 км магистральной тепловой сети (в однотрубном исполнении). В 2011 году будет продолжена приемка на баланс ТЭЦ магистральных сетей, принадлежащих ГУП «ОЖКХ» г. Жодино, протяженностью порядка 27 километров (в однотрубном исполнении). Износ солидный: отдельным  участкам более 25 лет, и с той поры они ни разу не претерпевали какого-либо изменения. Но с каждым годом нагрузки-то на сети росли… На предприятии запланирована поэтапная их замена с выполнением работ по благоустройству территории.

Объемы работы ощутимые. В прошлом году ТЭЦ инвестировала в модернизацию порядка трех миллиардов рублей. Но и это еще не все. По словам Александра Чуешкова, их отдел приступает к очередному серьезному проекту – строительству парогазовой установки в Борисове мощностью аналогичной Жодинской ТЭЦ. При этом современная установка будет занимать значительно меньшие площади. Стоимость объекта – около 300 миллиардов рублей. Надо сказать, что под реализацию проекта будут привлечены кредитные средства Международного банка реконструкции и развития. Запланировано расширение штата отдела капстроительства, в котором сегодня трудится семь инженерно-технических работников, а также некоторых взаимосвязанных служб ТЭЦ.

Анализируя такой объем работ, можно сделать нехитрый вывод: за модернизацию энергосетевого хозяйства взялись всерьез. Реконструктивные работы выполняются в больших объемах, ведется новое строительство. На предприятии понимают, что создаваемая энергетическая инфраструктура – основа успешного экономического развития в будущем.

Ольга ВЛАДИМИРОВА

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Работаю на Жодинской ТЭЦ. Прочитал статью…смех, да и только! Считается, что использование энергетического котла на местных видах топлива повышает эффективность использования топливно-энергетических ресурсов…Это полный бред.
    Использование местных видов топлива обходится гораздо дороже импортируемого газа. Причем понятие » местные» очень растяжимое, т.е. топливо приходится завозить издалека! Тратятся немалые средства только на доставку топлива, не говоря уже о бесконечных ремонтах этого «чудо-котла». Конечно все эти задумки правильные и нужные, но к сожалению, в основном, все у нас в стране делаются через одно место:(

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here